Гиперактивные дети: как лечить симптомы, как бороться и справиться с проблемой, в чём её причина

Повышенная возбудимость, неадекватная активность и неспособность удерживать концентрацию — это основные симптомы, выделяющие гиперактивных детей. С ними очень трудно совладать не только воспитателям, но и даже их собственным родителям. И они часто не понимают в чём причина подобного поведения.

Сам ребёнок тоже не рад свалившимся на него невзгодам. Ему непросто контактировать со сверстниками и взрослыми. Что в итоге приводит к разнообразным психическим отклонениям уже в будущем, когда он подрастёт.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность сочетает в себе поведенческие и неврологические симптомы. Очень часто её называют синдромом гиперактивного ребёнка.

Как это выглядит со стороны:

  • импульсивность;
  • заметно повышенная активность в движениях и при разговоре;
  • дефицит внимания.

Всё это сказывается на успеваемости в школе и популярности у одноклассников. Чаще всего синдром гиперактивности у детей ставится мальчикам. В среднем 4—5% от общего количества детей, поступающих в школу.

Вылечить их сложно, но статистика всё же положительная.

Как отличить гиперактивность от активности

Вести ребёнка к специалисту необходимо только в том случае, когда он начинает мешать себе и окружающим.

Приглядывая за ним, следует обращать внимание на двигательную заторможенность и дефицит внимания. Низкая успеваемость в школе и постоянные жалобы учителей — это также тревожный звоночек.

Если всё это стало привычным для ребёнка, то самое время обратиться к детскому психологу или терапевту.

Гиперактивный ребёнок лечению подлежит, а активному это не требуется.

Причины заболевания

Причин у гиперактивности много. Достаточно даже одной, чтобы запустить в психике ребёнка пагубный процесс.

  1. Сложные или преждевременные роды.
  2. Инфекции, занесённые в организм во время беременности.
  3. Работа с наличием вредных факторов для беременности.
  4. Плохая экология.
  5. Частые физические нагрузки при беременности.
  6. Наследственность.
  7. Неправильное питание у беременной женщины.
  8. Дефекты центральной нервной системы у ребёнка.
  9. Неправильный синтез нейромедиаторов у новорождённого.

Слишком усердная опека родителей и высокие требования от учителей — это ещё один повод для развития гиперактивности.

Симптомы гиперактивности

Признаки заболевания сопровождают ребёнка на протяжении многих лет:

  • чувство тревоги;
  • двигательное возбуждение;
  • запоздалое развитие речи;
  • смена настроения с плаксивости на раздражительность;
  • трудности со сном;
  • патологическое упрямство;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • подверженность импульсам в поведении.

У новорождённых

Диагностировать гиперактивность у грудничков непросто, но всё же и такое встречается. Чаще всего она проявляется в кроватке, где такому ребёнку сложно найти комфортное положение, и он постоянно двигается. При этом даже самая интересная и яркая игрушка способна привлечь его внимание на очень непродолжительный срок.

В сочетании с этим обнаруживаются аномальные строения раковин ушей, заячья губа, волчья пасть и прочие стигмы дисэмбриогенеза.

В 2—3 года

В этом возрасте родителям значительно проще определить зарождающиеся проблемы. Обычно всё начинается с излишней капризности чада.

Даже во время увлекательных игр ребёнок продолжает вертеться на стульчике. Резко переводит интерес с одних объектов на другие.

Хорошо выделяется его шумность и непоседливость. Но возможны и случаи, когда двухлетний малыш оказывается неожиданно молчаливым и вяло реагирует на попытки установить с ним контакт.

В три года стремительно развиваются эгоистические черты характера. Главной целью становится установление доминирующей позиции в играх со сверстниками. Активно привлекается внимание взрослых, используются провокации и шалости.

Дошкольники

На первом плане у дошкольников — импульсивность. Им постоянно хочется вмешиваться в разговоры взрослых. Они совершенно неспособны играть в коллективе, где требуются слаженные действия от каждого участника.

Родители быстро от них устают, так как гиперактивность часто проявляется в публичных местах: в магазинах и торговых центрах.

Совершенно бесполезно делать такому ребёнку замечания и тем более наказывать его. Он пропустит мимо ушей всё сказанное, а нормы поведения для него окажутся пустым звуком.

Разновидности патологии

У расстройства есть разные формы. Каждая из них протекает по-своему. Например, синдром дефицита внимания бывает и без гиперактивности.

Вот список особенностей поведения для этого случая:

  • ребёнок слушает задание, но сразу же после этого не может повторить условия, позабыв весь смысл содержания;
  • понимает в чём состоит задача, но испытывает затруднения в её выполнении;
  • частично или полностью игнорирует своего собеседника;
  • равнодушен к замечаниям.

Гиперактивность может проявиться без дефицита внимания. Тогда дитя патологически тянется к положению главного в компании, того на ком сосредоточено всё внимание окружающих. Оно говорливо и неусидчиво.

Образ жизни такого человека авантюрен. Часто происходят ситуации, угрожающие его жизни.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Вполне самостоятельная и сложная разновидность заболевания, которую обычно на медицинском языке именуют СДВГ.

Здесь можно наблюдать:

  • отсутствие концентрации;
  • неспособность довести начатое до конца;
  • внимание неустойчиво и избирательно;
  • игнорирование к обращениям, предложениям помощи.

Всё это приводит к проблемам в уже взрослой жизни. Человеку становится сложно добиться хороших результатов во всех начинаниях. Он часто теряет вещи, плохо помнит то, чем занимался недавно.

Даже самые простые инструкции выполняются из рук вон плохо. Ответственная работа строго противопоказана, а в некоторых случаях неосторожность больного может привести к риску для жизни всех окружающих.

Последствия синдрома

Контакты с окружающим миром затруднены. Поэтому самые обычные походы в детский садик или школу становятся психотравмой для ребёнка. Постепенно начинают формироваться болезненные черты личности.

Импульсивность наносит значительный ущерб психике. Драки, ссоры, порченые чужие игрушки, — это лишь малая часть от общей картины.

Каждый пятый ребёнок, болевший СДВГ, сохраняет все симптомы до конца своей жизни. Вместе с этим он нередко обзаводится расстройством личности или ещё более тяжёлым психиатрическим диагнозом.

Нужна своевременная диагностика. Родители видят неладное ещё с колыбели, но самостоятельно лечить дитя строго запрещено. Особенно это касается народной медицины.

Вердикт выносит невролог, а подтверждается он, как правило, в 3 года, тогда гиперактивность уже не подлежит сомнению.

Процедура диагностики — это сложный процесс, в котором собирается анамнез. Необходимы результаты МРТ и электроэнцефалографии. С их помощью исключаются возможные неврологические диагнозы, влияющие на внимание и поведение ребёнка.

Лечение заболевания

В первую очередь родители узнают от специалистов то, как им следует вести себя с ребёнком. Точно такую же информацию с небольшими поправками получают воспитатели в детских садах и педагоги из школы.

Что ни в коем случае нельзя делать родителям:

  • ругать и одергивать ребёнка, особенно если рядом присутствуют чужие люди;
  • делать насмешливые или унизительные замечания;
  • практиковать приказной тон и злоупотреблять строгостью;
  • запрещать что-то, не объясняя мотивы своих действий;
  • добиваться от ребёнка слишком высоких результатов;
  • требовать идеального послушания;
  • выполнять поручения за ребёнка, если он забыл или проигнорировал их;
  • внушать идеи о получении награды за послушание;
  • практиковать физические воздействия в качестве наказаний.

Чтобы успокоить гиперактивного ребёнка, когда он носится по квартире с криками, не обращая внимания на взрослых, потребуется терпение и тихая ласка. Стоит чаще гладить ему голову, так как физический контакт для него очень важен. Попробуйте попросить его вспомнить что-нибудь простое, например, как «разговаривает» корова, кошка и собака. Не повышайте голос. Наибольшего эффекта можно добиться, разговаривая тихо, но достаточно отчётливо.

Если эти средства не помогли, то тогда нужно отвести малыша в другую комнату и дать ему попить воды.

При гиперактивности у детей дошкольного возраста лечение оказывается довольно эффективным. Если поведенческая терапия и изменение окружающих условий оказались бесполезны, то следующий этап — это медикаменты.

Чаще всего назначается атомоксетин. Очевидные результаты его приёма можно наблюдать на четвёртом месяце.

Психостимуляторы помогут с концентрацией. Их необходимо принимать в первой половине дня.

И в самых тяжёлых случаях могут быть назначены трициклические антидепрессанты. Курс проходит под строгим наблюдением лечащего врача.

Есть смысл ознакомиться с дополнительными материалами. Например, доктор Комаровский — крупный детский специалист по терапевтике и психологии. У него есть множество полезных видео, с помощью которых родители могут понять, когда и куда следует отвести своего ребёнка.

Патология у школьника

Отсутствие внимания, игнорирование замечаний — это то что в первую очередь видят учителя. Такие ученики плохо учатся, отстают от своих одноклассников. Поход в школу для них — это адская мука, настоящая каторга.

Учителя часто начинают бороться с проблемными детьми, так как им необходимо поддерживать дисциплину и авторитет, а гиперактивный ребёнок не желает повиноваться, подрывает общую атмосферу в классе и влияет на других детей.

СДВГ не даёт наладить устойчивый контакт со сверстниками. С этим синдромом быстро становятся замкнутыми и скрытными. Коллективные игры невыносимы и сложно реализуемы, так как в них такое дитя не признаёт общих правил, навязывает своё и агрессивно защищает эту позицию.

Школа требует качества, страдающие в первую очередь при гиперактивности. Очень важно вовремя заметить проблему, адекватно на неё среагировать и воспользоваться помощью специалистов. При гиперактивности у детей школьного возраста лечение может осложниться разными факторами. Но справиться со всем вполне реально.

Многие родители к двухлетию своего малыша начинают замечать что, ребенок непоседлив, неугомонен и ему бывает трудно сосредоточиться на каком-то определенном деле. Одним словом, гиперактивный, трудный малыш. Что делать в этом случае окружающим его взрослым? Ведь именно в этом возрасте признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности, начинают проявляться наиболее ярко.

Чтобы не строить пустых предположений и не ставить клеймо гиперактивного на обычного подвижного ребенка, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам. Детский психолог поможет выяснить причину возникновения расстройства и даст наиболее эффективные рекомендации.

Почему?

Стоит обратить внимание на тот факт, что основной причиной гипервозбудимости современные доктора считают генетическую предрасположенность. Почти 30% родителей страдали тем же расстройством, что и их малыш.

Также среди частых причин появления гиперактивности называются:

  • различные нарушения внутриутробного развития (гипоксия плода, вирусные заболевания и вредные привычки матери, токсикоз, высокое давление);
  • слишком быстрые или наоборот затяжные, тяжелые роды;
  • рождение с помощью кесарева сечения;
  • слишком маленький вес новорожденного и рождение раньше срока;

Важно! Признаки неврологическо-поведенческого расстройства не остаются на всю жизнь и с взрослением ребенка постепенно исчезают, но правильный подход к воспитанию способен ускорить и облегчить процесс перерастания гиперактивности малыша.

Признаки и симптомы

Несмотря на то, что только психолог может поставить точный диагноз малышу, видимые признаки смогут многое рассказать родителям и позволят более тонко и грамотно взаимодействовать с ребенком.

  • Неспособность усидеть на одном месте, бесцельная и бурная двигательная активность.
  • Неадекватное поведение, например, резкое вскакивание, неожиданный громкий смех или крик.
  • Неумение сосредоточится на одном занятии, малыш легко отвлекается.
  • Импульсивность действий.
  • Малыш очень часто ломает и теряет игрушки.
  • Плохо воспринимает обращенную к нему речь, рассеянный и забывчивый.
  • Плохо спит.
  • Неумение ждать, например своего хода в игре или обещанного подарка.
  • Необдуманность поступков и действий.

Рекомендации родителям

Среди специалистов считается, что если кроха не продемонстрировал признаков гиперактивности до трех лет, то в дальнейшем опасность появления синдрома дефицита внимания существенно снижается. Поэтому именно 2 года становятся определенной точкой, определяющей дальнейшее развитие малыша. Именно в этом возрасте гиперактивность и беспокойное поведение, неплохо поддаются коррекции, тем самым позволяя заранее приготовить ребенка к поступлению в детский сад, а затем и в школу, без лишнего стресса.

Что делать если ребенок гиперактивный в 2 года?

  1. Строгий распорядок дня. Четкое расписание ежедневных дел, помогает организовать деятельность гипервозбудимого малыша и застрахует от появления резких всплесков энергии.
  2. Чистота в детской. Необходимо следить за порядком в комнате малыша. Разбросанные игрушки провоцируют рассеянность внимания и расторможенность крохи. Причем в комнате не должно быть ярких, кричащих цветов, декора и раздражающих источников шума (телевизор, радио)
  3. Контроль над капризами. Не стоит потакать любым желаниям и истерикам ребенка. В этом случае, лучше ненавязчиво переключить внимание малыша на что-то другое.
  4. Благоприятная, любящая атмосфера в семье. Постарайтесь не ссориться на глазах крохи. Обязательно оградите его от негативных эмоций и агрессивного поведения домочадцев.
  5. Постарайтесь хотя бы на время свести к минимуму визиты шумных компаний и получение ярких впечатлений (посещение цирка, развлекательно-игрового центра, мест общественного гуляния). Более уместны спокойные ежедневные прогулки и семейные выезды на природу.
  6. Превратите отход ко сну в настоящий ритуал. С принятием успокаивающей травяной ванночки, чтением любимой книги и тихой колыбельной на ночь.

Важно! Помните, что гиперактивному ребенку двух лет нужно дать понять, что он ничем не отличается от сверстников. Кроха ничем не болен, а является индивидуальностью требующей особенного подхода.

Малыш с синдромом дефицита внимания, нуждается в постоянной поддержке и одобрении. Родительская любовь и забота поможет ребенку быстрее справиться с проблемами и пережить этот сложный период без потерь.

Полезное видео

Особенности взаимодействия с гиперактивными малышами требуют определенных знаний и навыков. А в чем заключается специфика общения с гипервозбудимым ребенком и какой путь коррекции выбрать, можно узнать в представленном видеоролике.

Вам будет интересно

Серия статей на нашем сайте про гиперактивность детей в разном возрасте, особенности, лечения медикаментозными препаратами и народными средствами, а также секреты воспитания послушного ребенка:

Секреты воспитания послушного ребенка

Если у вас гиперактивный ребенок до года: причины, симптомы и рекомендацииЧто делать, если ребенок в 2 года не слушаетсяГиперактивный ребенок в саду и в первом классе: особенности и адаптацияГиперактивный ребенок 3-7 летЕсли у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами

Разделы:
Начальная школа

План

Введение.

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности.
Взаимодействие родителей с гиперактивными
детьми.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. Синдром
гиперактивности у детей — очень распространенное
поведенческое и эмоциональное нарушение у детей.
Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне
окружающих
. Ребенок ни минуты не сидит на месте,
постоянно находится в движении, никогда не
доводит дело до конца, бросает и тут же
принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5%
детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания
называют гиперактивными. Болезнь у детей до года
встречается реже, чем у младенцев.
Гиперактивность у детей до года имеет
индивидуальные признаки
. Лечение
гиперактивности у детей – это работа опытного
психолога
.

Синдром гиперактивности у детей выражается в
завышенной подвижности. Ребенок не способен
усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он
занимался одним делом, через минуту – другим, а
потому не удивительно, что все остается
незавершенным
. Ребенок с признаками
гиперактивности постоянно находится в движении,
когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или
не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо
воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины
появления симптома гиперактивности у детей и
определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у
    ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности,
    способы взаимодействия родителей с
    гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у
ребенка

Как правило, таких детишек называют
“моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как
на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они
не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают,
бегают, их руки без конца что-то трогают,
бросают, ломают
. Такие дети весьма любопытны, но
их любопытство — явление сиюминутное, поэтому,
как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не
свойственна, они совершенно не задают вопросов
“зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ
выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором
ребенок находится, у него имеются некоторые
нарушения координации: неуклюж, неловок в
движении, постоянно роняет предметы, часто
падает, ломает игрушки.
Тело гиперактивных малышей постоянно в
царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов
из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются
рассеянность, негативизм, неусидчивость,
невнимательность, частые смены в настроении,
упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие
дети часто оказываются в центре
разворачивающихся событий, так как они самые
шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с
трудом усваивает какие-либо новые навыки.
Довольно часто самооценка   гиперактивных
 детей занижена. Ребенок не умеет
расслабляться в течение дня, успокаивается лишь
во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в
младенческом возрасте, ночной же сон у него
весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе
внимание, находясь в общественных местах,
поскольку все время что-то трогают, хватают, не
слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам
проявления у детей гиперактивности. Наиболее
распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность
    (наследственность);

  • биологические (родовые травмы, органические
    повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм
    родителей, микроклимат в семье, условия
    проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в
дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей
постоянно сравнивают с их старшими братьями,
сверстниками, у которых хорошая успеваемость и
образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их
недисциплинированность,
навязчивость, беспокойность, эмоциональная
неустойчивость,
неаккуратность. Гиперактивные дети не
могут подходить к выполнению различных
поручений с должной ответственностью, помогать
своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных
результатов. Со временем сложившаяся ситуация
лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в
школу. В освоении школьной программы сразу же
возникают трудности, отсюда развивается
неуверенность в себе, разногласия во
взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а
также усиливаются нарушения в поведении
ребенка. Часто именно в школе у ребенка
обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное,  
гиперактивные  дети интеллектуально развиты,
о чем говорят результаты многочисленных
тестирований, но им необычайно сложно
сосредоточиться, организовать собственную
работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна
импульсивность, ребенок постоянно что-то делает,
не подумав, отвечает на задаваемые вопросы
невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со
сверстниками не следует правилам, из-за чего с
участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания
не может довести выполнение задания до конца, он
несобран, не может сосредоточиться на
неоднократно повторяющейся деятельности, не
приносящей сиюминутного удовлетворения, часто
переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается
или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но
импульсивность и нарушения функции внимания, как
правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности.
Взаимодействие родителей с гиперактивными
детьми

Основными проявлениями гиперактивности
являются дефицит активного внимания,
импульсивность и повышенная двигательная
активность. Причины появления данного синдрома в
настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется
повышенной возбудимостью, непоседливостью,
разбросанностью, расторможенностью, отсутствием
сдерживающих начал, чувством вины и переживания.
Про таких детей иногда говорят, что они “без
тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная
гиперактивность в дальнейшем может стать
причиной школьной неуспеваемости, проявления
неадекватного поведения, нужно обращать особое
внимание на детей раннего возраста,
демонстрирующих признаки этого синдрома. Но
диагноз гиперактивности имеет право поставить
только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач
может порекомендовать либо сбалансированное
питание, либо витаминотерапию, либо
медикаментозное лечение. Но только
медикаментозная помощь не сможет адаптировать
ребенка к окружающим условиям, привить ему
социальные навыки
. Поэтому в работе с
гиперактивным ребенком необходим комплексный
подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми
рекомендует использовать два основных приема:
сглаживание напряжения и следование за
интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с
глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью
пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за
интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в
данный момент, что притягивает его интерес.
Например, если ребенок подходит к окну, взрослый
делает это вместе с ним и пытается определить, на
каком предмете остановился взгляд ребенка, и
старается удержать внимание малыша на этом
предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками
взрослых при воспитании гиперактивного ребенка
являются: — недостаток эмоционального внимания,
подменяемого медицинским уходом; — недостаток
твердости и контроля в воспитании; — неумение
воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен
эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок
проявляет гиперактивность в гораздо меньшей
степени. “Когда таким детям уделяют внимание,
слушают их, и они начинают чувствовать, что их
воспринимают всерьез, они способны каким-то
обраэом свети до минимума симптомы своей
гиперактивности” — В
. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно
проводить в рамках игровой терапии. Но так как
гиперактивные дети не всегда воспринимают
границы дозволеного, следует обращать особое
внимание на ограничения и запреты, вводимые в
процессе занятий с ребенком
. Их следует делать
спокойным, но вместе с тем уверенным тоном,
обязательно предоставляя ребенку
альтернативные способы удовлетворения его
потребностей. Например: “Выливать воду на пол
нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы
посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные
упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к.
они способствуют лучшему осознанию малышом
своего тела, а впоследствии помогают ему
осуществлять двигательный контроль. Например,
родители вместе с ребенком ложатся на ковер и
двигаются по нему, лучше под спокойную музыку:
перекатываются, ползают, “борются”. Если
ребенок маленький, то родитель может положить
ребенка себе на живот и выполнять произвольные
движения и поглаживания
. Дети быстро
успокаиваются, ощущают безопасность,
расслабляются и доверяют себя взрослому
. Можно,
сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка),
делать следующее упражнение: родитель берет
попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими
плавные движения
. Можно таким образом играть в
мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким
образом, развивается эмпатия, ребенок получает
удовольствие от взаимодействия с родителем,
доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается
вспышками агрессии, вызванными постоянным
недовольством окружающих и огромным количеством
замечаний и окриков. Родителям необходимо
выработать эффективную стратегию
взаимодействия со своим ребенком. Когда родители
наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в
совместные игровые действия, они начинают лучше
понимать потребности своего ребенка и принимать
его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не
виноват и что бесконечные замечания и
одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к
обострению поведенческих проявлений
гиперактивности. Родителям нужно научиться
сдерживать бесконечный поток замечаний
.

Для этого родители и другие близкие люди,
которые живут вместе с ребенком, в течение дня
записывают все замечания, которые были сделаны
ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и
обсуждают, какие из замечаний можно было не
делать, отмечая те из них, которые привели к
усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – “с
мотором”, никогда не устают, чем бы они не
занимались. Однако это не так: излишняя
активность ребенка после эмоционального
перенапряжения, непоседливость могут быть
проявлением общей ослабленности мозга
. Поэтому
необходимо строить распорядок дня таким образом,
чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать
этот распорядок дня. Чтобы предотвратить
перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться
спать в сторого определенное время, как можно
меньше смотреть телевизор, особенно перед сном.
Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и
беспокойно, желательно вечером перед сном
погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны
установить определенные запреты. Запретов
должно быть немного, и они должны быть четко и
кратко сформулированы
. Запрет для детей раннего
возраста может состоять из 2-3 слов, например
“горячо, утюг”
. Для детей дошкольного и младшего
школьного возраста запрет должен содержать не
более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности
не могут долго ждать. Поэтому все поощрения,
обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять
им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно
напоминать взрослым об обещании, что может
вызвать ответную негативную реакцию со стороны
родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать
свое поведение, поэтому нельзя требовать от него
одновременно быть внимательным, неподвижно
сидеть и не перебивать взрослого. Например, во
время чтения сказки родитель может дать ребенку
возможность занять свои руки игрушкой и
вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно
воспринимают родительскую любовь, поэтому им в
большей степени, чем другим, необходима
уверенность в безусловной родительской любви и
принятии.

Рекомендации родителям

Какие же рекомендации можно дать родителям
гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в
процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней
стороне поведения близких ребенку взрослых
людей.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать
    свои бурные аффекты, вызванные поведением
    ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех
    попытках конструктивного, позитивного
    поведения, какими бы незначительными они ни были.
    Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже
    познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких
    оценок, упреков, угроз, которые могут создать
    напряженную обстановку и вызвать конфликт в
    семье. Стараться реже говорить «нет»,
    «нельзя», «прекрати» – лучше
    попробовать переключить внимание малыша, а если
    удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить
    спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо
    поддаются контролю
    . Выражая недовольство, не
    манипулировать чувствами ребенка и не унижать
    его.

Вторая группа рекомендаций касается
организации среды и окружающей обстановки в
семье.

  • Если есть возможность, постараться выделить для
    ребенка комнату или ее часть для занятий, игр,
    уединения (то есть его собственную
    «территорию»). В оформлении желательно
    избегать ярких цветов, сложных композиций
    . На
    столе и в ближайшем окружении ребенка не должно
    быть отвлекающих предметов
    . Гиперактивный
    ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы
    ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на
    ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним
    составить распорядок дня, следуя которому,
    проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их
    исполнение держать под постоянным наблюдением и
    контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и
    хвалить его усилия, даже если результаты далеки
    от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на
активное взаимодействие ребенка с близким
взрослым, на развитие способности как взрослого,
так и ребенка почувствовать друг друга,
сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для
детей деятельность – игра, поскольку она близка
и понятна ребенку. Использование же
эмоциональных воздействий, содержащихся в
интонациях голоса, мимике, жестах, форме
реагирования взрослого на свои действия и
действия ребенка, доставит обоим участникам
огромное удовольствие.

Заключение

Под гиперактивностью принято понимать
чересчур беспокойную физическую и умственную
активность у детей, когда возбуждение
преобладает над торможением. Врачи полагают, что
гиперактивность является следствием очень
незначительного поражения мозга, которое не
определяется диагностическими тестами
. Говоря
научным языком, мы имеем дело с минимальной
мозговой дисфункцией
. Каковы причины
гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в
настоящее время окончательно еще не установлены.
Но многие специалисты отмечают среди причин
следующие:

  • токсикоз беременности;
  • патология родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни
    малыша;
  • генетические факторы;
  • хронический алкоголизм родителей.

Признаки гиперактивности проявляются у
ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его
эмоциональная неустойчивость и агрессивность
часто приводят к конфликтам в семье и школе
.

Самое главное — искреннее желание помочь
ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться,
чтобы обстановка дома была спокойной
. Очень
важно правильно организовать режим дня
. У
ребенка должен быть безопасный для окружающих
выход его гиперактивности
. Хороши занятия
спортом, за исключением борьбы, провоцирующей
агрессивность — ее у гиперактивных детей вполне
достаточно. Не следует также устраивать
соревнований
. Когда ребенок соревнуется с кем-то,
пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и
возбуждается. А вот этого гиперактивным детям
как раз не нужно, их нервная система возбуждена и
без того
.

 Список использованной литературы

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция
    психомоторного развития: учебное пособие для
    студентов высших учебных
    заведений. М.: Академия, 2011.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с
    гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.:
    Книголюб, 2008.
  3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с
    синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:
    монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей:
    гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные
    дети: психокоррекционная работа с
    гиперактивными, агрессивными, тревожными и
    аутичными детьми
    . М.: Творческий центр
    «Сфера», 2010.
  5. Токарь О.В. Психолого-педагогическое
    сопровождение гиперактивных дошкольников:
    учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

18.01.2013

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 32 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 18. Вы найдете их список внизу страницы.

В этой статье:Следите за тем, чем вы питаете свой организмИзбавьтесь от лишней энергииСоздайте спокойную обстановкуОбратитесь за профессиональной помощью18 источников

Гиперактивность может стать настоящей проблемой. Если вы пытаетесь делать тысячу дел одновременно или не можете сидеть, сложа руки, даже когда делать вам ничего и не нужно, скорее всего, вы страдаете от гиперактивности. Однако это вовсе не означает, что у вас синдром дефицита внимания и гиперактивности. Существует множество причин гиперактивности, помимо нарушения баланса нейромедиаторов. Хотя, как правило, это основная причина синдрома дефицита внимания и гиперактивности.[1] Прежде чем переходить к лечению гиперактивности с помощью медикаментозных средств, попробуйте изменить свой образ жизни. Измените свой рацион. Создайте спокойную атмосферу дома. Найдите способы расхода лишней энергии, которая часто становится причиной гипереактивности.

Метод 1

Следите за тем, чем вы питаете свой организм

  1. 1

    Избегайте стимулирующих веществ, таких как кофеин.

    Если у вас слишком много энергии в течение дня, возможно, вы употребляете стимулирующие вещества.

    • Попробуйте уменьшить потребление кофе. Кофеин является самым популярным стимулятором в мире. Возможно, вы привыкли начинать день с кофе, полагая, что этот напиток дает вам необходимую энергию на целый день. Если вы испытываете тревожные симптомы гиперактивности, то, скорее всего, вы пьете слишком много стимулирующих напитков. Попробуйте уменьшить потребление кофе. Например, попробуйте пить две чашки кофе вместо трех и посмотрите на результат. Если вы любитель чая, также уменьшите потребление этого напитка.[2] Кроме того, содовая с кофеином может также влиять на ваше состояние. Уменьшите потребление содовых напитков с высоким содержанием кофеина. Пейте воду вместо напитков, которые содержат кофеин.
    • Уменьшите потребление шоколада. Конечно, как и в случае с кофе, чаем, газированными напитками, потребление шоколада не обязательно приведет к гиперактивности, однако вы можете испытывать прилив энергии, который можете счесть за гиперактивность.[3]
  2. 2

    Уменьшите потребление сладостей.

    Продукты с высоким содержанием сахара перевариваются очень быстро, глюкоза сразу попадает в кровь, вследствие чего появляется энергия. Однако энергия, полученная от сахара, быстро расходуется. Поэтому если вы любитель сладостей, будьте готовы к увеличению энергии. Если вы начинаете ощущать симптомы гиперактивности после обеда, попробуйте сократить количество потребляемых сладостей во время обеда. Возможно, это будет действенным в вашем случае.

    [4]

  3. 3

    Включайте в свой рацион продукты без искусственных красителей и добавок.

    Многие родители и врачи заметили взаимосвязь между искусственными пищевыми красителями и гиперактивностью у детей.

    • Хотя некоторые исследования доказали связь между искусственными красителями и гиперактивностью, эта взаимосвязь еще не до конца изучена. Результаты носят чисто субъективный характер, поскольку основаны на наблюдениях родителей, чьи дети страдают от гиперактивности. Кроме того, большинство продуктов с искусственными ингредиентами содержат большое количество сахара. Сахар способствует возникновению гиперактивности.[5]
  4. 4

    Потребляйте продукты с высоким содержанием омега-3 жирных кислот.

    Ешьте много рыбы, таких сортов, как лосось и тунец. Во многих листовых зеленых овощах также содержатся жирные кислоты.

    [6]

    • Жирные кислоты играют важную роль в управлении процессом соединения нейротрансмиттеров. Неправильное функционирование нейротрансмиттеров может быть причиной синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Очень часто дефицит омега-3 жирных кислот является одной из причин синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Поскольку организм не может производить эти незаменимые жирные кислоты, включайте в свой рацион продукты, содержащие эти кислоты.[7]
  5. 5

    Бросьте курить.

    Поскольку никотин действует как стимулятор, вы можете получать ненужный заряд энергии во время перекуров. Если вы испытываете симптомы гиперактивности, откажитесь от курения.

    [8]

  6. 6

    Проконсультируйтесь с диетологом. Если вышеуказанные советы не помогают уменьшить симптомы гиперактивности, проконсультируйтесь с диетологом. Диетолог изучит ваш ежедневный рацион и внесет при необходимости конкретные изменения, чтобы уменьшить симптомы гиперактивности.

Метод 2

Избавьтесь от лишней энергии

  1. 1

    Ведите активный образ жизни и выполняйте физические упражнения.

    Гиперактивность часто возникает в результате избыточного количества энергии. Попробуйте эту энергию потратить на выполнение физических упражнений. Вам не обязательно идти в гимнастический зал.

    • Включите физические упражнения в свой ежедневный график. Запишитесь в тренажерный зал. Делайте утреннюю пробежку. Ежедневно гуляйте на свежем воздухе. Если вы живете недалеко от работы, попробуйте ходить на работу пешком, вместо того, чтобы ездить на машине. Если вы будете регулярно сжигать лишнюю энергию, вам не придется беспокоиться о неприятных приступах гиперактивности.
    • Если вы испытываете перевозбуждение и волнение перед важной встречей, попробуйте бег на месте, чтобы выплеснуть лишнюю энергию. Однако не переусердствуйте, чтобы не вспотеть, иначе вы будете выглядеть непрезентабельно.
    • Смотрите телевизор как можно меньше. Очень часто гиперактивность является результатом пассивного образа жизни. Если вы сидите и смотрите телевизор в течение длительного периода времени, ваш организм копит энергию, а не расходует ее. Если вы замечаете, что после просмотра телевизора у вас появляются симптомы гиперактивности, попробуйте уменьшить время просмотра. Не смотрите телевизор долго, ограничивайтесь короткими периодами.[9]
  2. 2

    Обращайте внимание на суетливые движения.

    На первый взгляд такие движения могут напоминать проявление гиперактивности, однако на самом деле, скорее всего, ваш организм просто пытается сжечь лишнюю энергию. Если вам сложно сидеть на месте, и вы постоянно ерзаете на стуле, попробуйте найти более интересный способ освобождения своей энергии при таких обстоятельствах. Многие люди любят барабанить пальцами по столу или делают подобные движения ногами. Попробуйте делать незаметные движения дома или на работе, когда вы испытываете перевозбуждение.

    [10]

    • Независимо от того, взрослый вы или ребенок, попробуйте целенаправленно «ерзать», чтобы сжечь лишнюю энергию.
  3. 3

    Найдите для себя активное хобби. Существует большое разнообразие занятий такого плана. Займитесь спортом или танцами, которые связаны с высокой двигательной активностью. Попробуйте себя в каком-либо ремесле. Работайте с деревом, камнем или любым другим строительным материалом. Самое главное, чтобы выбранное вами ремесло было связано с высокой физической активностью, поскольку ваша цель сжечь лишнюю энергию. Полученные знания и бесценный опыт обязательно вам пригодятся.

  4. 4

    Тренируйте свой мозг. Вы также должны сжигать лишнюю энергию, накопившуюся в вашем мозге. Попробуйте разгадывать головоломки или выполнять подобные умственные задания. Планируя свои выходные, составьте подробный план своих действий. Сосредоточьтесь на выполнении сложных задач. Учтите, что иногда гиперактивность – это признак того, что вам нечем заняться.

Метод 3

Создайте спокойную обстановку

  1. 1

    Включите в интерьер вашего дома или офиса элементы, способствующие расслаблению.

    Многие подмечают, что людные помещения, в которых человек испытывает напряжение, часто приводят к симптомам гиперактивности.

    • Если возможно, используйте для оформления вашей комнаты или вашего рабочего пространства успокаивающие цвета. Например, вы можете покрасить стены в светло-голубой, зеленый или фиолетовый цвета. Откажитесь от ярких цветов, таких как красный, оранжевый и желтый.[11]
  2. 2

    Медитируйте, чтобы снизить уровень стресса.

    Если гиперактивность является результатом стресса в вашем случае, попробуйте уменьшить его уровень, медитируя. Выделите минутку, чтобы посидеть в тихом месте. Попробуйте отвлечься от проблем и задач, которые вам необходимо решить в течение дня. Просто выделите несколько минут, чтобы побыть одному в спокойной обстановке. Медитация снижает кровяное давление, и соответственно уменьшает проявление гиперактивности.

    [12]

  3. 3

    Выйдите на свежий воздух.

    Иногда гиперактивность может быть результатом тревоги. Возможно, вы в течение длительного периода времени находились в закрытом помещении. Попробуйте выйти на улицу и прогуляться в течение двадцати минут. Вы непременно заметите позитивные изменения в своем самочувствии.

    [13]

  4. 4

    Не отвлекайтесь.

    Гиперактивность часто является результатом визуальных или слуховых отвлекающих факторов. Вы можете испытывать перевозбуждение только потому, что ваш мозг не может сосредоточиться на чем-то одном из-за множества отвлекающих факторов.

    • Визуальная стимуляция может усугубить симптомы гиперактивности и дефицита внимания. Попробуйте занять такое место, чтобы не отвлекаться на посторонние предметы. Организуйте свое рабочее место таким образом, чтобы вас ничто не отвлекало. Сядьте лицом к стене.[14] Выберите тот метод, который поможет вам не отвлекаться, подобно тому как жокей использует шоры, чтобы лошадь не отвлекалась на посторонние явления по бокам дороги во время гонки.
    • Звуки могут также быть для вас отвлечением. Таким отвлечением может быть что угодно, например беседа коллег возле кулера для воды. Такой шум может отвлекать вас от выполнения поставленной перед вами задачи. Возможно, вам очень сложно сосредоточиться после того, как ваше внимание было отвлечено. Найдите способы, которые помогут вам уменьшить шум. Например, вы можете использовать наушники, подавляющие шум окружающей среды. Если вы можете выключить устройства, которые производят шум (например, телефон, звуковые колонки и подобные устройства), обязательно сделайте это.
    • Попробуйте заменить отвлекающие вас звуки расслабляющими. Например, включите спокойную классическую музыку, чтобы она создавала приятный фон. Однако не включайте свою любимую музыку, иначе она вряд ли даст вам возможность расслабиться. Скорее всего, она побудит вас пуститься в пляс. Подберите музыку, которая поможет вам оставаться в спокойном и расслабленном состоянии.

Метод 4

Обратитесь за профессиональной помощью

  1. 1

    Определите, нужна ли вам профессиональная помощь.

    Если вам не удается справиться с симптомами гиперактивности, вы можете проконсультироваться с врачом.

    • Если вы подозреваете, что у вас синдром дефицита внимания и гиперактивности, биполярное расстройство или другое расстройство, более серьезное, чем просто гиперактивность, проконсультируйтесь со специалистом.
  2. 2

    Подумайте, к кому лучше обратиться в вашем случае – к психологу или психотерапевту.

    Иногда простая беседа помогает улучшить самочувствие. Психолог или психотерапевт даст вам практичные советы.

    • Скорее всего, психолог предложит вам некоторые техники расслабления, например счет от 1 до 10, «безмолвный крик» или другие методы, которые помогут вам уменьшить беспокойство, когда вы чувствуете перевозбуждение.
    • Психолог также подскажет вам, стоит ли прибегать к профессиональной помощи врача.[15]
  3. 3

    Проконсультируйтесь с врачом.

    Если вам ничего не помогает, проконсультируйтесь с врачом. Обратитесь к врачу, если вам сложно сосредоточиться на работе, тяжело придерживаться графика, вы постоянно о чем-то забываете и / или испытываете стресс.

    • К сожалению, нет тестов, которые могут подтвердить, что у вас синдром дефицита внимания и гиперактивности. Врач, скорее всего, попросит вас выполнить некоторые тесты, чтобы оценить ваше поведение в прошлом и настоящем, проанализирует ситуации, когда вы испытывали симптомы гиперактивности, а также узнает, как ваше поведение влияет на окружающих вас людей.[16]
    • Врач посоветует вам мультимодальную терапию. Этот подход предлагает интегративный план обследования и лечения гиперактивности. Врач может предложить вам несколько препаратов на выбор. Наиболее распространенным является препарат Аддерол. Кроме того, врач порекомендует вам поведенческую терапию.[17]

Предупреждения

  • Препараты, используемые для лечения гиперактивности, имеют много побочных эффектов, среди них перепады настроения, бессонница и потеря аппетита. Выбирайте из двух зол меньшее.[18]

Информация о статье

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 32 человек(а).

Категории: Эмоциональное здоровье

На других языках:

English: Stop Being Hyper, Español: dejar de ser hiperactivo, Português: Deixar de Ser Hiperativo, Français: cesser d’être hyperactif, Bahasa Indonesia: Berhenti Berlaku Hiperaktif, Deutsch: Weniger aufgedreht sein, Italiano: Smettere di Essere Iperattivi

  • Печать
  • Править
  • Написать благодарственное письмо авторам

Эту страницу просматривали 2019 раза.

Была ли эта статья полезной?