Креативное мышление: что это, признаки творческой личности, какие есть способы развития креативности

Подготовлено:

Техники креативности: 10 способов раскрыть свое творческое «я»

Техники креативности: 10 способов раскрыть свое творческое «я»

Техники креативности: 10 способов раскрыть свое творческое «я»

    Способность человека к генерации новых идей в самых разных областях жизни можно и нужно развивать. Как стать творческой личностью?

    креативность, самопознание

    По сути слова «креатив» и «творчество» – синонимы. Но термины «креативность» и «креатив» чаще используют в сфере рекламы, маркетинга, управления персоналом как аналог нестандартного подхода к бизнес-процессам. В то время как понятия «творчество» и «творец» больше приняты в области культуры и искусства.

    Прочитать об этом:

    • Евгений Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»
    • Хью МакЛаод «Игнорируй всех, или Как стать креативным»
    • Рада Грановская «Творчество и конфликт в зеркале психологии»
    • Джона Лерер «Каждый из нас способен прийти к удачному решению»

    С пользой для себя

    Ценность проявлений креатива для общества заключается в создании нового, развитии конкуренции, оптимизации самых разных процессов. Но творчество полезно и для развития самого человека, потому что оно предполагает совершенствование себя, реализацию потребности в самовыражении.
    Раскрыв в себе творческое начало, каждый из нас обретает большую уверенность, видит новые возможности, для того чтобы менять свою жизнь к лучшему.

    От чего зависит креативность

    Креативность – это не просто талант, это качество зависит от среды, в которой мы живем, воспитания, уровня образования, кругозора, разнообразия интересов. Все это определяет нашу интеллектуальную гибкость, способность мыслить в разных, подчас неожиданных ракурсах.
    Нейрофизиологи выделяют такие факторы влияния на креативность, как развитие лобных долей мозга (отвечают за критический подход к стандартным ситуациям и способность адаптации к изменениям) и высокий уровень согласованности во взаимодействии обоих полушарий головного мозга (в этом случае при решении задачи, за которую у обычного человека отвечает одно полушарие, у одаренного работают оба).

    Время для творчества

    Творческие способности могут проявиться в человеке как очень рано, так и только во второй половине жизни, когда уже накоплен необходимый ресурс. Главное – не блокировать этот потенциал сознательно, убеждая себя в собственной заурядности. Ведь креативность можно проявлять в любом деле, создавая нечто новое, отличное от привычной действительности. Для того чтобы посмотреть на проблему свежим взглядом, можно использовать самые простые методы.

    Рождение идеи: техники креативности

    Техника № 1: метод от противного
    На первом этапе этой методики вопрос ставится наоборот: что нужно сделать, чтобы НЕ ПОЛУЧИТЬ желаемый результат? На втором этапе все записанные способы преобразуются в зеркальном отражении.

    Техника № 2: метод Уолта Диснея
    Люди, обсуждающие ту или иную проблему, чтобы увидеть ее в разных ракурсах, друг за другом выступают в разных ролях: «мечтатель» выдает идею, «реалист» объясняет, как ее осуществить, а «критик» демонстрирует ее слабые места.

    Техника № 3: метод ассоциаций
    Проблема рисуется в центре листа (доски) в виде ствола дерева, и дальше она обрастает ветками – способами решения и всеми идеями, которые с ней связаны, пока не будет найден нужный вариант.

    Техника № 4: метод метафор
    Чтобы выйти за рамки привычного мышления, можно использовать метафоры. В процессе поиска проблем и способов их решения представьте себе объект в другом качестве. Компанию или ее отдел можно обсуждать с такой позиции: если бы это был автомобиль (ресторан, животное и т.п.), каким бы он был, какие у него сильные стороны, нравится ли он вам, что в нем можно изменить и т. д.

    Техника № 5: метод фокусирования
    Этот метод нацелен на поиск сути проблемы. Группа (или один человек) ищет ключевой фактор вопроса, от которого зависит все. Любыми способами. Например, при рекламе товара важно понять, что вы хотите продать человеку: страховой полис или ощущение уверенности? После этого генерировать идеи становится значительно проще.

    Техника № 6: метод произвольно выбранных слов
    Эту технику креативности можно использовать самостоятельно, а можно в группе. Нужно выбрать слово, произвольно ткнув пальцем на страницу книги или газеты. А дальше к этому слову подбираются ассоциации, связанные с вашей проблемой.

    Техника № 7: метод определения диапазона
    Для реализации этого метода нужно определить самую стандартную (консервативную) идею, а затем самую безумную – экстремальный вариант. Это и будут границы диапазона, которые необходимо наполнить другими вариантами.

    Техника № 8: метод шаблона
    Если у вашего вопроса есть четкие параметры, в рамках которых вы вынуждены действовать, их можно представить в виде таблицы, расчертив ее по графам. В верхнюю строчку, например, вносятся мероприятия, а в крайний левый столбик – участники. Далее идеи генерируются в каждой клетке шаблона исходя из заданных условий.

    Техника № 9: метод шести шляп Эдварда де Боно
    Этот способ (расширенный вариант метода Уолта Диснея) предполагает наличие шести шляп (или карточек) разного цвета, которыми участники обмениваются в процессе обсуждения идеи:

    • белая – только факты, максимум объективности;
    • красная – эмоции и личный подход;
    • черная – негатив и критика;
    • желтая – позитив и плюсы;
    • зеленая – все необычное, что приходит в голову;
    • синяя – решения и итоги.

    Техника № 10: метод теннисного мячика
    Подходит для работы в группе. Первый участник генерирует идею, следующий «отбивает мячик» – предлагает свой вариант, основанный на идее предыдущего участника. И так по очереди.

    Эксперименты Марка Юнг-Бимана, нейробиолога, показали, что в хорошем
    настроении мы гораздо лучше справляемся со сложными задачами, чем когда
    раздражены или расстроены (веселые люди решают на 20% больше
    словарных головоломок, чем грустные).

    Развиваем творческий потенциал

    Открытость миру
    К рождению идеи может подтолкнуть все что угодно, поэтому нужно стремиться получать новые впечатления – пробовать себя в новых делах, менять обстановку, общаться с новыми людьми.

    Работа над собой
    Позвольте себе меняться – развивайте в себе те качества, которые вам бы хотелось иметь, и корректируйте недостатки, самостоятельно или с помощью психолога.

    Тайм-ауты
    Постоянная суета не способствует творчеству. Делать паузы для размышлений, особенно совмещенные с физической активностью, очень полезно.

    Забота о других
    Американские психологи выяснили, что мы мыслим более творчески, если делаем это за других. Мы вдохновляемся тем, что приносим пользу кому-то еще.

    Американский психолог Пол Торранс приводит интересные данные:
    около 60% выдающихся людей не демонстрировали школьных
    успехов; креативность и одаренность, по его мнению, не
    всегда вписывается в действующую систему образования.

    Креативные умения

    Большинство творческих людей имеют любимое дело, умеют видеть смешное во всех проявлениях жизни, черпают силы в своих переживаниях. Даже серьезные проблемы могут стать стимулом для креативного прорыва, если не замыкаться в себе.
    Креативность можно развивать в процессе обучения и творческой деятельности
    . Но самое главное для ее развития – наличие у человека мотивации, то есть внутреннего желания творить, любопытства и любознательности по отношению к миру.

    Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог: «Творчество –  понятие более широкое, чем креативность. Однако зачастую эти понятия сливаются в единое, так как у них много общего.

    В исследовании биографий 64 известных ученых была обнаружена одна общая для них черта: еще в детстве они приобщились к творчеству, к радости открытия и самостоятельного мышления. Очевидно, что именно в детском возрасте нестандартность мышления является доминирующей чертой.  С возрастом мы обрастаем стереотипами, и наглядный пример тому – сказка о Маленьком принце, в которой Экзюпери рассказывает о своем  детском рисунке и о том, что взрослые видели на нем только “шляпу”. Навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т. е. черты креативного мышления, могут сложиться только в том случае, если есть возможность тренироваться на задачах и заданиях «открытого типа». Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным предлагать любые разумные решения проблем. Известно, что Гальвани, человек, открывший электричество, был медиком и обязан своему открытию «пробелами» в своих знаниях. Фарадей был сыном кузнеца и начал свою карьеру переплетчиком, а Морзе (создатель телеграфной азбуки) был художником.

    Техник развития творческого мышления и креативности много. Например, Н. В. Рождественская использовала для развития креативности у студентов Академии театрального искусства методы арт-терапии и импровизации и обнаружила существенный прогресс по ряду показателей креативности.

    Американские ученые Папалья и Оулдс (Papalia, Olds)  дают ряд советов для развития креативности:

    • сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;
    • не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;
    • старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрассудки и пр.);
    • если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути;
    • будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;
    • ищите объяснения странных и непонятных явлений;
    • преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;
    • откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;
    • чтобы “выдать на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма;
    • при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку».

    Эксперт: Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог

    Автор: Юлия Прохорова

    В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

    В некоторых случаях творческий подход как глоток свежего воздуха в профессиональной или личной жизни. Далеко не все умеют креативить, и для многих людей редкость собственные оригинальные идеи, но это не значит, что креативность невозможно сформировать.

    Каждый с рождения наделён потенциалом развития воображения. Обнаруживать грани фантазии, выходить за рубежи стереотипов и создавать совершенно новое — способности мозга, которые всегда можно разбудить.

    Что такое креативность и как её развить

    Креативные люди на «ты» с новыми и лучшими путями решения задач. Они смотрят на вопросы под разными углами, порой так, как это не делал никто до них. Креативность — особенное качество, что часто гарантирует результативность новаторской, созидательной деятельности. Но это также и способ мышления, которому присущи конструктивизм и прагматизм во всевозможных занятиях.

    Термин креативность переводится как творчество с английского и сотворение с латинского языков. Это качество, которое выражает уровень творчества личности в бытовой сфере, общении, общественной и профессиональной деятельности. Синонимом считается смекалка, что прославила русский народ на весь мир.

    Изначально понятие употреблялось в психологии, спустя время стало частью педагогики и других наук и сфер. Психологи дают креативности следующее определение — способность находить новые, нестандартные решения проблемных ситуаций, отклоняться от традиционного мышления. Человек обязан образам, которые зарождаются в процессе поиска не только креативности, а и воображению, но воображение работает только с тем, что индивиду уже знакомо.

    То, что слова вроде креативное мышление, креативненько и так далее прижились в России — заслуга рекламщиков. В их понимании этот термин — потенциал создания слоганов, эскизов, сценариев и прочих свежих оригинальных идей.

    Согласно мнению психологов креативное мышление изначально характерно для любого человека, большинство лишаются его в детском саду или учебных заведениях. Активизируется с помощью специальных тренингов. Худшие враги креативности — страх совершать ошибки и критика. Чтобы избежать блокировки мыслительных процессов из-за замечаний и страхов, важно осознать, что ошибки это тоже результат, их в творческих поисках не избежать (и не нужно к этому стремиться).

    Креативность VS творчество. Люди часто путают эти понятия, не вдумываясь в их подлинные значения. Творчество — это тоже предрасположенность к созданию нового, но оно касается искусства и эстетики, креативность же про практическое применение. Эти свойства могут пересекаться, но не основываются друг на друге и необязательно сочетаются.

    География креативности

    Для современных специальностей (особенно для тех, что связаны с новаторством) необходим именно навык генерирования новых способов оптимизации и других идей. Понятие креативность включает в себя:

    • находчивость;
    • сообразительность;
    • быстроту мышления;
    • решительность;
    • умение рисковать;
    • широкий кругозор.

    Этот навык используется для решения всевозможных задач в разных областях. В целом предназначение креативности в улучшении, увеличении функциональности и мощности производства, повышении эффективности, в скачке вперёд. В производстве и науке на практике креативность — это изобретения техники, оборудования и технологий производства.

    Креативное мышление делает жизнь более комфортной, красочной и интересной. Сегодня это особенно важно в сфере услуг, где одна из главных ролей у навыка преподносить продукты или услуги. Но этим список занятий, конечно, не ограничивается. Креативность необходима во многих сферах и находит место почти в каждой профессии: бизнес, искусство, наука, политика, реклама и другие.

    Сейчас во многих вакансиях можно прочитать, что работодатель ищет креативных людей. Бизнес не примиряется с консервативностью, креативность в нём — умение меняться соответственно изменениям обстоятельств рынка. Эта черта нужна для мобильности, новаторства и скорости принятия решений. Бизнес-технологии развиваются быстро, стабильно появление новых направлений в управлении, курсов повышения квалификации и так далее.

    В сфере услуг креативное мышление необходимо для поиска свежих подходов в общении. Эта область требует багажа знаний о людях в повседневном смысле, натренированной интуиции, а также сведений в сфере социологии и психологии. В продажах важно суметь так презентовать продукт, чтобы потенциальный клиент или покупатель стал реальным. Например, в гостиничном бизнесе креативность может проявляться в специфике обслуживания или оформлении номеров.

    В рекламе креативное мышление — умение по-новому преподносить продукт. Ежедневно люди имеют дело с огромным количеством информации, что сильно усложняет задачу рекламщиков привлекать внимание, не раздражая излишне навязчивым образом. Именно подобные проблемы решают с помощью креативности.

    Самые креативные

    Самой созидательной профессией в мире считается трабл-шутер. В полномочиях этих специалистов доказывать, что утверждение Александра Васильева о «выхода нет» ошибочно. Часто работу этих профессионалов иллюстрируют историей компании Nike. Персонал предприятия воровал, что провоцировало колоссальные убытки. Пригласили трабл-шутера.

    Завод находился в бедной стране, среди работников только местные, соответственно предотвращение краж было неосуществимым, а привозить европейских специалистов — слишком дорого. Приглашённый трабл-шутер предложил гениальное решение: просто выпускать левые и правые кроссовки на разных заводах в разных странах.

    Неудивительно, что такие специалисты редкость, весьма востребованы и получают аналогичные гонорары (которые достигают 100 тысяч долларов / час). Как правило, их услуги интересны очень состоятельным людям и крупным корпорациям.

    Во многих странах в последнее десятилетие стали выпускать журналы, которые связаны с понятием креативное мышление. Редакторы занимаются составлением списков наиболее креативных людей, в числе которых оказываются режиссёры, писатели, бизнесмены, основатели и владельцы рекламных агентств, писатели, журналисты, певцы и разработчики программ. По версии издания Creativity самые креативные люди — Сачин Агарвал и Джерри Тан (основали платформу Posterous).

    Признаки и диагностика

    Подобно другим качествам креативность проявляется в поведении. Узнать обладателей ею можно по следующим признакам:

    • Отличное чувство юмора.
    • Всегда ищут знания, ответы, идеи и решения.
    • Щедро делятся идеями и мыслями с другими.
    • Смелость. Новое не пугает их.
    • Рамки и границы противоречат их природе. Непрерывное расширение кругозора и точек зрения — вот что для них.
    • Интерес не только к результату, но и к процессу.
    • Новаторство. Они заинтересовано пробуют новое, конкурентоспособны.
    • Их очень тяжело запутать, ведь они никогда не пойдут за толпой и всегда критически осмысливают любую информацию.
    • Прекрасные учителя. Эти люди легко могут объяснить то, что другие понимают с трудом, исследуют связь между существующим материалом и творят на его основе новое.

    Самые известные тесты креативности авторства Э. П. Торренса , он акцентировал внимание на процессе творческого мышления, а не на результатах. Сейчас оценка творческих способностей у детей старше 5 лет в США проводится на базе методик Торренса. Они невербальные, их предназначение в диагностике точности и беглости мышления, оригинальности и воображения.

    В России популярностью пользуется диагностика по методике Е. Е. Туник . В числе её критериев для исследования любознательность, склонность к риску, воображение и сложность.

    Способы развития

    Есть счастливцы, которым творчество даётся легко, но для большинства это всё же редкость. Впрочем, творческие способности всегда можно повысить с помощью тренировок. Способы довольно неожиданные:

    • Нет вдохновению. Ожидание искры вдохновения — частое заблуждение среди творческих личностей. Важно помнить о зависимости этой искры от процесса работы и не ждать вдохновения, как не ждут его спортсмены. Нужно просто начинать, запастись терпением и прекратить беспокоиться о том, какой будет результат.
    • Дистанция с творческим проектом. Для удалённых во времени или пространстве задач возникает больше решений. И чем больше эта дистанция, тем сильнее мы переключаемся на абстрактное мышление, благодаря ему обнаруживаются внезапные взаимосвязи между идеями, у которых, кажется, нет ничего общего.
    • Ограничение выбора. Согласно исследованиям, закрытие части возможностей позволяет сосредоточиться на тех, что остались, и стимулировать творчество.
    • Концентрация на способах, а не на результате. Люди нередко увлекаются мыслями о будущем шедевре, не утруждая себя размышлениями о том, что конкретно необходимо сделать для своей цели. Но ведь если заблудиться и думать лишь о пункте назначения, а не следить за дорогой вряд ли получится уйти далеко.
    • Начало с конца. Придумывание сначала финалов рассказов помогло писательнице Роксане Робинсон одолевать творческие кризисы.
    • Физические упражнения. Известный факт, что теория относительности была придумана Эйнштейном, когда он ехал на велосипеде. Учёные пока занимаются исследованием лучшего вида упражнений для креативности, но физическая активность точно хороший помощник для генерирования идей.
    • Работа в кофейне. Фоновый шум в кафе оптимальный для креативного мышления (это около 70 децибел).
    • Другая рука. Использование другой руки способствует активизации работы двух полушарий мозга сразу, что влияет на креативность. Полушария активно обмениваются информацией, мысли становятся понятнее.
    • Громкий смех. Смех — стимулятор для энергичности связанных с креативностью зон мозга. А ещё он улучшает настроение, что тоже не повредит творческой деятельности.
    • Угадывание как альтернатива знаниям. Сегодня, когда информация окружает со всех сторон, полезно отложить на некоторое время ноутбуки, телефоны и планшеты и дать разуму свободу. Не нужно подглядывать ответы на вопросы, которые возникнут, мозг сможет сам выдумать что-то необычное.
    • Случайные мысли. Всегда берите с собой диктофон или блокнот. На первый взгляд бессмысленные идеи или картинки могут означать фундамент прорыва.
    • Созерцание. Спешка и преследование эффективности могут мешать зарождению творческих идей. Есть смысл попробовать по пути куда-то делать остановки и внимательно всё рассматривать. Внезапные виды и звуки активизируют мышление и предоставляют свежие точки зрения.
    • Осознанные и неосознанные действия. Медитация очищает разум, концентрирует внимание на текущем моменте и поощряет мышление. А иногда полезен перерыв. Усиленное раздумывание над проблемой формирует в голове много бесполезного шума, это не даёт решений, а лишь повышает недовольство. Можно разложить пасьянс и вернуться к проблеме уже с новыми идеями.

    Упражнения для повышения уровня

    Для начала нужно сделать вот что:

    • поверить в себя;
    • перестать себя ругать и критиковать;
    • составить список своих навыков и качеств, которые пригодятся в креативе;
    • поощрять воображение.

    Упражнение 1. Придумайте развитие предложений, которые начинаются с «Что было бы, если»… Например, что было бы, если вода была льдом, люди передвигались по потолку, растения не росли на земле, а размеры бабочек были с корову?

    Упражнение 2. Возьмите какое-то слово, для начала короткое (к примеру, сон). Теперь вообразите, что это аббревиатура и вам нужно её расшифровать. Неважно, что расшифровки кажутся нелепыми и странными, главное: тренируясь, вы развиваете изобретательность.

    Упражнение 3. Попробуйте по-другому посмотреть на знакомую из детства сказку. На примере сказки «Три поросёнка» ответьте, зачем волк хотел сломать домики поросят, почему поросята жили в отдельных домах, почему дома были из разного материала и так далее.

    Упражнение 4. Нарисуйте на листе бумаги несколько маленьких крестиков, а затем создайте что-то из каждого: символ, предмет, человека или животное. Не повторяйтесь в рисунках.