Наказание за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения: конфискация автомобиля, штрафы

вячеслав лысаков. Фото: ПГ / Михаил Нилов 

Архангельское областное собрание депутатов внесло в Госдуму проект закона, предусматривающий конфискацию автомобиля за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения. Правительство и парламентарии считают инициативу спорной и мало способствующей восстановлению порядка на дорогах.

Авторы документа поясняют, что законопроект направлен на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и снижение смертности на дорогах. Они подчёркивают, что сохранение транспортного средства владельцем, наказанным за управление автомобилем в пьяном виде в уголовном порядке, увеличивает риск дальнейшего нарушения им правил дорожного движения. 

В пояснительной записке к документу приводится и статистика, согласно которой каждое тринадцатое дорожно-транспортное происшествие с участием легковых автомобилей совершается водителями в состоянии опьянения. За период 2015—2016 годов в России по статье 264.1 Уголовного кодекса было осуждено более 94 000 человек, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, из которых 77 600 осуждённым в качестве уголовного наказания были назначены обязательные работы, а 6300 — штраф.

При этом архангельские парламентарии отмечают, что вопрос о конфискации автомобиля законодательно не урегулирован и осуждённые по статье 264.1 УК имеют фактическую возможность вновь управлять транспортными средствами, которыми они владеют.

Но так было не всегда, отмечают разработчики. Ранее, принимая решение о конфискации транспортного средства, судьи руководствовались пунктом «г» части 1 статьи 104.1 УК, разрешающей конфисковать орудие преступления. Однако с 2019 года суды перестали выносить решения о конфискации автомобилей из-за постановления пленума Верховного суда, запретившего признавать транспортное средство орудием преступления.

Как следует из официального отзыва Правительства на инициативу, законопроект не позволяет должным образом противодействовать дорожно-транспортным преступлениям, так как их предметом зачастую являются транспортные средства, принадлежащие не виновному, а третьим лицам. Больше того, принятие законопроекта создаст трудности в правоприменении, поскольку имеется неопределённость в вопросе о том, как будет конфисковываться транспортное средство, находящееся в общей долевой или общей совместной собственности, когда один из собственников не совершал преступления.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков также скептически относится к законопроекту, соглашаясь с опасениями кабмина.

«Если правонарушителя задержали за пьянку за рулём повторно и автомобиль действительно принадлежит ему, тогда всё понятно. А если это не его машина, а другого человека или юридического лица? Что делать тогда?» — недоумевает парламентарий.

Депутат убеждён, что и действующее законодательство вполне адекватно и способно отвадить автолюбителей от пьянки за рулём.

«Законом предусматриваются разные санкции, в том числе штраф до 300 тысяч рублей. Далеко не каждая машина столько стоит. Особенно если учесть, что сегодня 50% парка легковых автомобилей в России старше 12 лет. И есть ли смысл конфисковывать какую-нибудь развалюху, если закон предусматривает более жёсткое наказание? На мой взгляд — нет», — подытожил Лысаков.

В настоящее время за невыполнение обоснованных требований сотрудника ГИБДД пройти проверку в медучреждении предусмотрено наказание, идентичное пьянке за рулём, — денежный штраф 30 000 рублей и лишение водительских прав сроком до двух лет. В случае повторного нарушения ПДД, согласно статье 264.1 УК РФ, возбуждается уголовное дело. Статья предусматривает наказание штрафом до 300 тысяч рублей, обязательные работы или лишение свободы на срок до двух лет. Кроме того, правонарушитель по решению суда лишается так называемого специального права, то есть права управления сроком до 3 лет.

По данным ГИБДД, ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибает или получает ранения свыше 275 000 человек. На дорогах за последние девять лет погибло 2019 ребёнка в возрасте до 16 лет, травмировано 209 223 ребёнка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2019 — 2019 годы составил 571 407 человек.

За первые 10 месяцев 2019 года число дорожно-транспортных происшествий, случившихся по вине пьяных водителей, сократилось на 16 процентов, а число смертей, случившихся по их вине, — на 23,7 процента. Всего за 10 месяцев 2019 года сотрудники Госавтоинспекции выявили 534 тысячи случаев управлениями автомобилями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен.

В 2019 2019 году под повторным лишением прав за алкогольное опьянение понимают ситуацию, при которой автоводителя задерживают во время управления авто в пьяном виде в момент, когда на него еще распространяется предыдущий запрет либо на протяжении года после недавнего возвращения ВУ (водительского удостоверения).

Обратите внимание, что в 2019 г. были введены и занесены в КоАП РФ очень строгие санкции, касательно этого вида нарушений. Так, появилась статья уголовная (хотя речь не идет в данном случае о совершении тяжкого ДТП), согласно которой автоводителя могут наказать за управление ТС (транспортным средством) в нетрезвом виде даже лишением свободы.

В этой статье собрана подробная информация о том, какое наказание за повторное лишение прав за пьянку может понести автоводитель.

Управление ТС в нетрезвом виде: какова ответственность по КоАП?

Если водитель управлял своей машиной в пьяном виде и этот факт зафиксирован должным образом, то к нему применяются такие меры:

• Лишение ВУ на период от 1,5 до 2-х лет;
• Админштраф (сумма – 30 000 руб.).

Столь строгие меры предусмотрены для того, чтобы остановить автолюбителя от повторного нарушения закона. И, если до недавнего времени большой штраф считался мерой вполне адекватной, то сейчас Госдумой принят закон новый, согласно которому водителя могут даже лишить свободы.

Пьянка за рулем повторно: лишение свободы

Депутаты в Госдуме на протяжении достаточно долгого времени разбирали вопрос, насколько суровым есть наказание в случае пьянки при управлении ТС. Результатом обсуждений стало принятие такого решения: повторное лишение водительского удостоверения (ВУ) – это мера недостаточная для столь серьезного проступка. Теперь за такое нарушение автоводителя может ждать лишение свободы (нововведение начало действовать с 2019 г.).

Основополагающей причиной, по которой депутаты склонились к принятию столь строгой меры, стал тот факт, что число аварий, где участниками являются нетрезвые водители, на дорогах постоянно возрастает, и даже огромные суммы штрафов не становятся для них препятствием для повторного нарушения Закона.

В нынешних условиях за пьянку повторное лишение автоудостоверения уже нельзя отнести к мере справедливой, что и послужило поводом для ужесточения наказания.

Теперь УК РФ предусматривает наказание за повторное вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения в таком размере:

  • Админштраф (сумма 200-300 тысяч рублей) либо в размере зарплаты/другого вида дохода нарушителя за период 1-2 года;
  • Работы (обязательные — до 480 часов);
  • Работы (принудительные, срок до 2-х лет);
  • Лишение свободы (срок до 2-х лет);

Обращаем внимание автолюбителей, что каждый из вышеперечисленных видов наказания применяется в сочетании с тем, что нарушителя лишают права на занятие определенными видами деятельностью либо занимать конкретные должности на период до 3-х лет.

Кроме того, важен тот момент, что вне зависимости от вида наказания (перечень приведен выше), которое выбрано для нарушителя, его в обязательном порядке ожидает повторное лишение права управлять ТС (лишиться прав за пьянку можно при рецидиве на период до 3-х лет).

Важно понимать, что не водитель выбирает меру наказания, а суд выбирает для него эту меру, вынося решение в индивидуальном порядке (с учетом конкретных фактов и обстоятельств).

Управление авто в нетрезвом виде: как наказывают по УК, если есть жертвы при ДТП?

Действие норм УК РФ относится не только к тем, кто повторно решил в нетрезвом виде сесть за руль машины, но и на автоводителей, которые, управляя авто в таком состоянии, стали виновниками ДТП, где в результате аварии скончались люди.

В подобных ситуациях наказание может быть таким:

  • Результат ДТП – летальный исход для 1 человека. Здесь водителя ждет ответственность уголовная (лишение свободы, сроком от 2-х до 7-и лет) и лишение права управления ТС (до 3-х лет);
  • Результат ДТП – смерть 2-х и более людей. Здесь водителя ждет ответственность уголовная (лишение свободы, сроком до 9-ти лет). В качестве варианта альтернативного может применяться наказание — принудительные работы (срок до 5-ти лет) и лишение права управления ТС (до 3-х лет).

Какое наказание ожидает автоводителя за третье нарушение за пьянку?

Лишение водителя прав за употребление за рулем алкоголя в третий раз, к сожалению, нельзя назвать уникальным случаем. И, хотя в законодательстве по этому поводу нет отдельной трактовки, стоит рассмотреть этот момент подробнее.

Важно знать, что в ст.32.7 КоАП регламентируется порядок, по которому применяется наказание (лишение прав специальных) в период действия наказания, вынесенного ранее.

Смысл таков: лишение ВУ в третий, четвертый раз вступает в силу с 1-го дня после завершения срока наказания предыдущего. Даже если пожизненного лишения автоводителя прав управления ТС законодательно не предусмотрено, но суммарная мера наказания вполне может оказаться для конкретного человека пожизненной.

Помимо этого, для такого автоводителя устанавливаются все взыскания, которые законодательно предусмотрены для повторных нарушений. Скорей всего суд, рассматривая такое дело, учтет все факты и наказание назначит по верхнему пределу.

Подытоживая вышесказанное можно с уверенностью заключить, что употреблять за рулем спиртное и подвергать себя, как водителя, риску лишения прав за пьянку в третий раз крайне не желательно.

Насколько в 2019гг. ужесточили меры за повторное управление ТС в пьяном состоянии?

Еще с 01.07.2015 г. вступили в действие новые поправки к КоАП РФ, согласно которым существенно ужесточены меры наказания за управление ТС после употребления горячительных напитков. Мы собрали вместе все нововведения и предлагаем с ними ознакомиться:

  • Ст.264 УК РФ. Здесь наказания получили нижний порог, что означает: ранее применяемое наказание — лишение свободы до 9-ти лет (согласно ч.6), теперь за это же нарушение будет – лишение свободы на срок от 4-х до 9-ти лет (предполагает, что суд теперь уже не сможет назначить менее 4-х лет);
  • Ст.264.1 УК РФ (статья новая). Введена новая статья, которая за повторное управление транспортным средством в нетрезвом состоянии предусматривает возможность привлечения автоводителя в судебном порядке к уголовной ответственности, впрочем, как и за отказ от прохождения медосвидетельствования повторный. Если ранее наказанием был штраф – 50 000 руб., то сейчас за подобные нарушения наказанием может стать штраф в интервале 200 000 — 300 000 руб., либо принудительные работы, либо лишение свободы (срок до 2-х лет).

Помимо этого, при вынесении любого вида наказания автоводителя лишают ВУ на срок до 3-х лет. Введение столь жестких мер направлено на снижение числа нетрезвых водителей на российских автодорогах, и, как следствие, уменьшения количества ДТП с их участием.

Обращаем внимание, что автоводители, которые впервые были задержаны за управление ТС после приема спиртных напитков, будут наказываться так, как и ранее (штраф и лишение ВУ), а ответственность уголовную они не понесут. Однако, повторное совершение нарушений приведет к куда более серьезным последствиям, о чем следует обязательно помнить.

В заключение следует отметить, что Правила дорожного движения были разработаны не для того, чтобы усложнить жизнь автоводителям, а с целью создания максимально безопасных условий для всех участников движения. Лишь четкое их соблюдение позволит беспрепятственно передвигаться по дорогам и не беспокоиться о собственной безопасности.

Употребление спиртных напитков несовместимо с управлением авто. Это правило никто не отменял, а с каждым годом наказания за его нарушение все более ужесточаются. Направлены эти меры на то, чтобы максимально уменьшить на автодорогах число нетрезвых водителей и снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций с их участием.

Опубликовано: 26-05-2017

Последнее обновление: 16-01-2019