Новости алкогольного рынка, происходящие на рынке России и мире на сегодняшний день

Росалкогольрегулирование отчиталось об итогах своей работы за 2019 год

24 апреля в Росалкогольрегулировании состоялось традиционное итоговое заседание коллегии ФС РАР. К участию в нем были приглашены представители Министерства финансов, Счетной палаты, ФНС, ФТС, ФСБ, а также члены коллегии из отраслевых объединений, научно-исследовательских, общественных организаций и проч.

Открывая мероприятие, руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Алёшин отметил, что 2019 год был юбилейным для РАР – 10 лет с момента образования, и поблагодарил всех сотрудников службы «за профессионализм в решении поставленных задач».

В начале своего выступления он подчеркнул, что в 2019 году были достигнуты «практически все ключевые показатели как по производству, так и по поступлению в бюджет акцизов». Затем Алёшин остановился на основных направлениях работы службы за истекший год

26.04.2019

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельства о регистрации
ЭЛ № ФС 77 – 70162 от 16 июня 2019 года,
ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2019

Обсуждалась реализация мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, а также влияние на отрасль принятых изменений в нормативно-правовые акты.

Вступительное слово Александра Хлопонина:

Сегодня мы
проводим заседание Правительственной комиссии по повышению
конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка, на котором рассмотрим
два основных вопроса.

Первый – о
нашей работе по реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» по стабилизации
ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке.

Напомню, что
в этот план включено 23 мероприятия по трём блокам: по отработке экономических
механизмов регулирования рынка, по его декриминализации и по снижению уровня
алкоголизации населения. С момента принятия «дорожной карты» прошло уже два
года. Над её реализацией мы работали почти всем Правительством – это около 20 ведомств,
и за счёт синергетического эффекта добились исполнения практически всех
пунктов
. Незавершёнными остаются три мероприятия. Это вопросы, связанные с
сотрудничеством со странами Евразийского экономического сообщества, с
лицензированием пивных напитков и легализацией интернет-торговли
. Работа в этих
направлениях продолжается.

Во втором
вопросе более детально обсудим, как влияют на отрасль принятые изменения в нормативно-правовые
акты. 

По данным
Минфина России, за девять месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года сумма поступивших акцизов увеличилась на 10% (на 24,4 млрд
рублей) и составила 262,5 млрд рублей (238,1 млрд рублей – за аналогичный
период 2019 года);

Более чем на
20% выросло производство этилового спирта, на 4% выросло количество
организаций, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной
продукции (347 организаций); количество выданных им лицензий на производство
этилового спирта и алкогольной продукции выросло на 7% и составило 761 лицензию.
Розничная продажа алкогольных напитков также увеличилась почти на 8%.

Данная
статистика прежде всего говорит об «обелении»
алкогольного рынка. Здесь сразу хотел бы акцентировать, что рост происходит
именно за счёт легализации рынка
. При этом с 2019 года по 2019 год, напротив,
показатель потребления снизился  на 10% –
с 11 литров до 10 литров на душу населения. Напомню, что в 2019 году этот
показатель составлял 18 литров
. Это, конечно, очень позитивный результат.

Одним из
важнейших контрольных показателей «дорожной карты» является расхождение между
объёмом легально поступившей на рынок от производителей и импортёров крепкой
алкогольной продукции и задекларированным объёмом её розничных продаж. По
итогам девяти месяцев 2019 года расхождение находится на уровне статистической
погрешности – всего 3,2%, что почти в четыре раза ниже запланированных 12%.

Весомый вклад
в борьбу с теневым рынком вносят наши правоохранительные органы, работающие на
стыке с контрольными органами.

Вы знаете,
что с 2019 года
действует постановление
Правительства №1027, которое позволяет изымать используемое нелегально оборудование
и произведённую на нём продукцию. За это время ликвидировано около 300
нелегальных производств и складов, изъято из незаконного оборота почти 70 млн литров
этилового спирта
.

Очевидно, что
теневой бизнес на алкогольном рынке вследствие ужесточения мер наказания
перестал для многих так называемых предпринимателей быть курицей, несущей
золотые яйца. В текущем году количество выявленных правонарушений в сфере
производства и оборота алкогольной продукции снизилось на 12,9%, количество
выявленной незаконной продукции уменьшилось на 35,2%
.

При этом, по
данным МВД России, в результате принятых мер за девять месяцев 2019 года
выявлено 99 тыс. правонарушений, в том числе около 2 тыс. нарушений, связанных
с выпуском и оборотом продукции, маркированной поддельными акцизными марками.
Возбуждено порядка 6 тыс. уголовных дел, внесено 127 представлений на
приостановление действия лицензий.

Все эти цифры
говорят о том, что поставленные нами в «дорожной карте» цели в целом успешно
достигаются. Во многом это результат усилий, которые прилагались на
законодательном уровне. В рамках реализации «дорожной карты» принято восемь
федеральных законов.

С самого
начала работы нашей правкомиссии над «дорожной картой» мы с вами договорились,
что это будет гибкий документ, который мы сможем  корректировать и дополнять в соответствии с
возникающими вызовами.

Сегодня,
когда мы, можно сказать, развернули рынок в сторону его цивилизованного
развития, мы подошли к решению новой задачи – повышения контроля за качеством
производимой алкогольной продукции.

В канун
Нового года российская система качества провела большое исследование рынка
водки. Было протестировано 49 брендов российской и импортной водки по 20
показателям
. В ходе исследования в легальной розничной сети не было выявлено ни
одного образца так называемой палёной водки, при этом более 60% товаров
превзошли показатели ГОСТа и были названы товаром повышенного качества.

Что касается
остальных напитков, результаты проверок на рынке коньячной продукции и
шампанского демонстрируют высокий уровень хождения фальсифицированной
продукции. Зачастую под видом коньяка и шампанского на полке стоит подкрашенный
этиловый спирт с ароматизатором. По данным Росалкогольрегулирования, из 117
наименований коньяков в ходе проводимой в 2019 году проверки выявлено 49
наименований, не соответствующих ГОСТу
. В других видах алкогольной продукции –
похожая картина со своей спецификой в каждом случае.

Считаю
целесообразным проблемы контроля качества выделить в отдельный блок мероприятий
и на следующем заседании комиссии (ориентировочно в марте следующего года)
обсудить предложения ведомств для их включения в этот блок.

Также считаю
необходимым продолжить работу по усилению контроля за производством этилового
спирта. В этой части работу нужно вести в двух направлениях. Во-первых, продолжить
консолидацию спиртовых активов на базе государственной компании «Росспиртпром».
Во-вторых, усилить контроль на спиртовых заводах современными средствами
автоматизированного контроля и учёта.

Отдельного
внимания заслуживает вопрос раздельного регулирования различных отраслей
алкогольного рынка. Для этого имеются все предпосылки. Мы понимаем, что каждая
категория продукции имеет свою специфику и регулирование рынка должно её
учитывать посредством отраслевого 171-го закона
. Знаю, что вопрос в
значительной степени проработан, в том числе на профильной рабочей группе при правкомиссии.

Перед тем как
перейти к работе комиссии, хочу напомнить, что впереди новогодние праздники.
Этот период не обходится без алкоголя, что зачастую оборачивается негативными
последствиями для жизни и здоровья наших граждан. Прошу членов комиссии, средства
массовой информации по своим каналам уделить внимание соответствующей
профилактической работе с населением.

Сегодня,
повторю ещё раз, мы можем сказать, что оборудованные системой ЕГАИС точки
продаж гарантируют продажу легальных напитков, за качество которых отвечают их
легальные производители.