Особенности питания и развития малыша в 7 месяцев: физиологические параметры, двигательная активность, занятия

Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.

Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.

Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.

Значение двигательного развития ребенка

Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.

Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.

От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.

Средства развития двигательной активности детей

Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.

Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:

  • не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
  • основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

  • закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
  • гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
  • подвижные игры
  • активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
  • прогулки, походы
  • игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

Средства развития двигательной активности для школьников:

  • продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
  • танцы
  • хождение в спортивную секцию

Диагностика двигательного развития детей

Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.

Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.

Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.

Показатели двигательного развития ребенка

Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.

  • Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
  • На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
  • К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
  • В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
  • К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
  • Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить

После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.

Двигательное развитие ребенка до года

Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:

  • Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
  • Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
  • Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье

Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста

Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:

  • Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
  • Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
  • Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость

Двигательное развитие детей с ДЦП

Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:

  • Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
  • Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
  • Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
  • Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте

Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения

Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.

Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.

В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.

Причины задержки  и нарушений двигательного развития ребенка

  • Патологии мышечного тонуса
  • Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
  • Наследственные нервно-мышечные болезни
  • Миастения (мышечная слабость)
  • ДЦП

Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.

Видео: Двигательная активность детей

Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах

Содержание:

Стр.

Введение…………………………………………………………….……………..3

Глава 1. Двигательная активность в жизни человека.…………………………4

1.1. Понятие двигательной активности…….………….…….……….………4

1.2. Биологическое значение двигательной активности…….….….….………5

Глава 2. Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах …………………………………………………………….……….….7

2.1. Двигательная активность малышей и детей дошкольного возраста….7

2.2. Двигательная активность школьников…………..……………………….11

2.2.1. Двигательная активность школьников в режиме дня…..….……..14

2.2.2. Влияние различных факторов на двигательную активность

школьников …………………………………………………………16

2.3. Двигательная активность в юношеском возрасте…………………..…..19

2.4. Двигательная активность и старение.….…….….….……….……….…….19

Выводы……………………….………….………….…………………….…….23

Заключение……………………………………………………………….…….24

Список литературы…………………………………………………………….25

Введение

Обязанность каждого человека заключается в охране своего здоровья. Но осознать всю суть проблем и изменений своего организма по силам не каждому. Вредные привычки, переедание, малоподвижность, неправильный образ жизни – все это приводит к тяжелым последствиям. И часто бывает так, что осознание этого приходит поздно.

Человек сам творит свое здоровье. Так что же нужно делать, чтобы его сохранить? Необходимо с раннего возраста вести активный образ жизни – заниматься спортом, закаляться и, конечно же, соблюдать личную гигиену.

Уже давно известно, что правильно организованная двигательная активность является важнейшим фактором формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Поэтому двигательная активность в жизнедеятельности человека играет значительную роль, ведь движение это жизнь.

Движение есть естественная потребность организма человека. Оно формирует структуру и функции человеческого организма, стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом — обязательное условие здорового образа жизни. Именно поэтому эта тема является актуальной и на сегодняшний день.

Глава 1. Двигательная активность в жизни человека

1.1.
Понятие двигательной активности

«Движение – естественная потребность человека, мощный фактор поддержания нормальной жизнедеятельности». [2, с. 69] Именно движения «активизируют компенсаторно-приспособительные механизмы, расширяют функциональные возможности организма» [2, с. 69], а также улучшают самочувствие человека, создают уверенность, являются важным фактором профилактики многих заболеваний человека.

«Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие». [6]

«Под двигательной активностью (ДА) так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности». [3, с. 5] Двигательная активность человека проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т.п.

Занятия физическим воспитанием организуют двигательную активность человека и удовлетворяют его потребность в различных видах двигательной активности, к которой склонен тот или иной человек.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более приспособленным к условиям внешней среды.

«С позиций физиолога можно разде­лить движения на организованные, или регламентированные (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.), и нерегламентированные (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т. д.)». [3, с. 5]

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

«Все эти движения произвольные, целенаправленные. Они удовлетво­ряют определенную потребность человека, представляя этап поведенческого акта. Оценивая ДА, мы не должны исключать и те движения, которые человек совершает непроизвольно (периодическое изменение позы, потягивания и др.). Между всеми формами движений имеется тесная взаимосвязь и вза­имooбycлoвлeннocть». [3, с. 5]

1.2. Биологическое значение двигательной активности

«Мышечная деятельность, осуществляя взаимодействие чело­века с окружающей средой, позволяет ему в процессе повсе­дневной жизни вступать в контакт с природными факторами, создавать материальные ценности, необходимые для наилуч­шего приспособления к меняющимся условиям жизни. В про­цессе роста и развития ребенок осваивает различные двигатель­ные умения и навыки, которые впоследствии служат основой для формирования разнообразных трудовых профессиональных навыков. Оптимальная ДА способствует развитию двигатель­ных качеств силы, выносливости, быстроты и ловкости, повы­шает физическую работоспособность (объем, продолжитель­ность и предельную мощность работы). В процессе филогене­тического развития двигательная деятельность обеспечивала выживание биологического вида». [3, с. 7] Современному человеку двигательные реакции необходимы для общения, они являются внешним проявлением трудового процесса и занимают одно из важных мест в жизнедеятельности организма.

«Выполнение физических упражнений и других видов движе­ний сопровождается функциональной активностью, которая вы­зывает специфические и неспецифические психофизиологиче­ские реакции. Специфические реакции характеризуются улуч­шением функций во время мышечной деятельности, повышением надежности всех физиологических систем в упражнениях дан­ного вида, оптимизацией баланса расхода и восстановления биоэнергетических и структурных резервов при движениях раз­личной интенсивности. ДА детей является биологическим сти­мулом, способствующим морфофункциональному развитию орга­низма, его совершенствованию». [3, с. 7]

В процессе роста и развития активная деятельность скелетной мускулатуры является одним из основных факторов, вызывающих преобразование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в про­цессе онтогенеза, повышение рабочих и адаптивных возмож­ностей развивающегося организма.

«ДА вызывает и неспецифические психофизиологические реакции, которые обеспечивают устойчивость организма чело­века к действию неблагоприятных факторов (иони­зирующая радиация, токсические вещества, гипо- и гипертер­мия, гипоксия, инфекции, различные патологические процессы)». [3, с. 8] Оптимальная двигательная активность способствует адаптации организма человека к изменениям окружающей среды (климата, временных поясов, условий производственной деятельности и др.), долголетию, улучшает здоровье, повышает как учебную, так и трудовую активность. Ограничение же двигательной активности резко снижает адаптационные возможности организма и укорачивает жизнь.

Двигательная деятельность во всех ее разнообразных фор­мах является одной из наиболее мощных и жизненно важных функциональных систем в первые годы жизни ребенка, вклю­чая младший школьной возраст.

Глава 2. Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах

«Становление человека происходило в условиях высокой двигательной

активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального прогресса. Тончайшая сработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности, и поэтому выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой». [6]Поэтому человек значительно лучше приспосабливается к тяжелым физическим нагрузкам, чем к условиям ограниченной подвижности.

«
Полноценное развертывание генетической программы человека во времени определяется адекватным уровнем его двигательной активности. Это условие проявляет себя уже с момента зачатия».[1, с. 152]

Двигательная активность — биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Она не одинакова в различных возрастных периодах, ведь у каждого возраста есть свои индивидуальные особенности.

2. 1. Двигательная активность малышей и детей дошкольного возраста

Для новорожденного (возраст до одного месяца) «двигательная активность является обязательным условием нормального роста и развития. Однако проявляться она должна в пределах физиологического стресса, то есть как реакция на биологические раздражители. Для малыша такими раздражителями являются холод и голод. Борьба за сохранение температуры реализуется через повышение мышечного тонуса и увеличение количества движений». [1, с. 154] Рекомендуется 3—4 раза в день обливать ребенка холодной водой из-под крана, причем, это дает хороший результат и у физиологически зрелых, и незрелых детей.

Ребенок продолжает расти, поэтому каждый день приносит что-то новое. Развитие и питание ребенка в 7 семь месяцев разительно отличается от того, какое было несколько месяцев назад. Это уже совсем не беспомощный грудничок, который только спит и ест целыми днями. Теперь кроха уже начинает общаться и активно осваивать новые умения и навыки, а также изучать окружающий его мир. Рассмотрим, какое развитие должно быть у ребенка после исполнения 7 месяцев.

Основные физиологические изменения

Рост и вес

Прежде всего, семимесячный малыш отличается по своим физическим параметрам. За месяц он вырастает примерно на 1—2 сантиметра, его вес увеличился на 500—600 граммов, а окружность головы и груди стала больше на полсантиметра. Кроме того, к этому времени ребенок уже радует родителей первыми зубками. Сначала, чаще всего, прорезаются 2 нижних резца, после этого появляются 2 верхних, а уже за ними начинают расти боковые зубы, но их ждать нужно значительно позже.

Двигательная активность

В первую очередь, необходимо отметить развитие малыша в 7 месяцев в физиологическом плане. Что происходит с его телом к этому моменту?

  1. Благодаря тому, что мышцы становятся более крепкими, ребенок может уже сидеть, а также свободно переворачивается как со спины на живот, так и обратно.
  2. В 7 месяцев дети активно изучают пространство. Они начинают ползать, сначала обычно по-пластунски, а уже потом на четвереньках. Некоторые малыши в этом возрасте уже умеют вставать на ножки и передвигаться самостоятельно, держась за опору.
  3. В это время уже полностью формируются зрение и слух, поэтому малыш уже реагирует на любые звуки и может наблюдать даже за быстро движущимися предметами. Кроме того, он может сфокусировать свой взгляд на вещах, расположенных на значительной расстоянии. При этом он учится различать размеры предметов, он понимает, что маленькие игрушки можно захватить одной ручкой, а для большой могут понадобиться обе.
  4. Из-за того, что происходит более интенсивное развитие правого полушария мозга, кроха чаще пользуется левой рукой, чем правой. Однако это совсем не означает, что впоследствии ребенок будет левшой.
  5. Так как в питании ребенка уже присутствует не только молоко, его стул также меняется. Он становится гуще с более резким запахом.

На что стоит обратить внимание

Несмотря на то что дети растут и развиваются по-разному, есть ряд моментов, которые должны насторожить родителя.

  1. Ребенок даже не делает попыток перевернуться или сесть.
  2. Нет никакой реакции на звуки.
  3. Малыш не может держать свой вес, находясь в вертикальном положении.
  4. Не следит за передвигающимися предметами.
  5. У него не получается поднести ко рту предметы.
  6. Он даже не пытается привлечь к себе внимание мамы и не выражает свои эмоции при общении с ней.

Особенности эмоционального и умственного развития

Что же должен уметь делать малыш в 7 месяцев? Развитие в плане интеллекта и эмоций происходит очень интенсивно и связано это в первую очередь с его двигательной активностью. Так как с возможностью самостоятельного передвижения значительно расширяются его возможности знакомиться с окружающим миром. Кроме того, он исследует еще и способности своего тела, поэтому ему нравится переворачиваться, свешиваться с кровати или кувыркаться.

В это время также интенсивно идет развитие речи. Кроха пытается экспериментировать с произношением различных звуков, используя при этом губки, язычок и мимические мышцы. Он уже различает эмоции, жесты и действия взрослых и усердно пытается им подражать.

В 7 месяцев ребенок уже может использовать при игре не одну, а несколько игрушек. При этом он пытается определять и учитывать физические свойства предмета, то есть, если это круглый предмет, то он будет его катать, а если это кубики, то он понимает, что их можно сложить вместе. Дети тщательно изучают все уголки, выпуклости и закругленности предметов, особенный восторг будут вызывать игрушки, способные менять форму и издавать различные звуки.

Кроме того, малыш уже понимает причинно-следственную связь, то есть он знает, что если спрятать какой-нибудь предмет, он исчезнет не навсегда. Поэтому если мама чем-нибудь закроет игрушку, он наверняка попытается ее открыть, чтобы найти.

В этом возрасте дети учатся концентрировать свое внимание. Это означает, что даже, если вы попытаетесь отвлечь малыша от интересующего его предмета, он все равно вернется к нему через некоторое время. Он может запомнить самые простые жесты, например, как показать «пока» или «привет».

В этот период также укрепляется связь ребенка с мамой. Ему еще сложно понять, что если она куда-нибудь уходит, то обязательно к нему вернется, поэтому он очень остро реагирует на ее исчезновение. Кроха различает «своих» и «чужих», из-за чего может начать плакать при появлении незнакомцев. Поэтому очень важно, при знакомстве малыша с новыми людьми сначала дать ему возможность с ним привыкнуть, а до этого момента не оставлять его с ними наедине.

Как изменяется питание в 7 месяцев

Несмотря на то что главной составляющей рациона все еще остается грудное молоко, в этом возрасте уже активно вводится прикорм. И если фруктовое и овощное пюре уже наверняка малыш попробовал, то теперь наступает черед молочных каш. Лучше всего, предпочтение отдать таким крупам, как рис, кукуруза, гречка. Постепенно также вводятся яичный желток и мясо. Так как у ребенка начинаются прорезаться зубы, в рационе обязательно должны быть такие продукты, как яблоки, картофель, рыба и куриное филе.

Важно помнить, что пища не должна быть соленой, жирной или острой, а прикорм должен вводиться постепенно, не более одного продукта в неделю. Режим питания остается примерно следующим: пятиразовый прием пищи, при этом утром дается материнское молоко или молочная смесь, в зависимости от типа кормления, затем три раза прикорм, вечером снова молоко.

Это время отлично подходит для того, чтобы начать обучать ребенка пользоваться столовыми приборами. Если у малыша будет своя ложечка, то он с удовольствием будет стараться пользоваться ей сам. Поэтому желательно, чтобы у него были свои столовые приборы, а также тарелка и кружка. Посуду лучше всего покупать из небьющегося материала, лучше всего, на присоске, чтобы ее было труднее перевернуть. А если купить ребенку кружку-непроливайку, то он сможет учиться самостоятельно пить.

Главное, не терять терпение! Так как 7 месяцев — это период активного знакомства с окружающей его средой, то детям просто необходимо изучить все своими ручками, и еда при этом не является исключением. Он обязательно будет экспериментировать с ней, проверять ее консистенцию, а только после этого пробовать на вкус. Важно относиться к этому с юмором, но при этом стараться плавно приучать к чистоте.

Занятия с семимесячным малышом

Что же рекомендуется делать совместно с ребенком в семь месяцев для его развития? Какие методы для этого использовать?

Гармоничное развитие возможно только в том случае, когда внимание уделяется не только физическим упражнениям, но и расширению умственных возможностей. Вот несколько основных рекомендаций, которые могут помочь в этом:

  1. Обязательно поощряйте ползание малыша. Чтобы ему ничего не мешало, на нем должна быть удобная одежда. Разрешайте ребенку ползать по полу. Если разложить на некотором расстоянии от него любимые игрушки, он будет вынужден до них тянуться, что также будет подталкивать его к передвижению.
  2. Уделяйте внимание физическим упражнениям, не забывайте делать гимнастику, сгибайте и разгибайте ножки, помогайте ему подниматься на них, тренируйте ручки.
  3. Можно предложить крохе поиграть в «перетягивание каната». Лучше всего для этого подойдет шарфик яркого цвета, за который ребенку будет удобно ухватиться.
  4. Малыши очень любят игру «в прятки», когда мама прячет, например, под одеялом или полотенцем его игрушку, а он ее ищет.
  5. Не забывайте уделять внимание развитию мелкой моторики, делать это можно с помощью пальчиковых красок, различных игрушек с кнопочками, самодельных мешочков, наполненных крупами или небольшими шариками и так далее.
  6. Обязательно общайтесь с ребенком. В это время закладывается пассивный словарный запас, поэтому очень важно озвучивать названия всех действий, которые вы совместно выполняете, рассказывать об игрушках, в которые он играет. Несмотря на обилие сегодня различных игрушек, лучше выбирать наиболее понятные и простые, например, животных, машинки, мячи и так далее.
  7. Старайтесь всегда называть ребенка по имени, чтобы он его мог запомнить. Кроме того, хорошим упражнением является просмотр фотографий, только не забывайте называть по именам родных, которые там запечатлены.
  8. Обучайте кроху показывать пальчиком различные предметы, которые вы ему называете. Попросите его показать, где у него голова, ручки, ножки, глазки.
  9. Старайтесь гулять в то время, когда грудничок не спит, чтобы у него была возможность понаблюдать за природой.
  10. Малыши в этом возрасте уже с удовольствием разглядывают книги, особенно если в них есть крупные яркие картинки и плотные странички, которые ребенок сможет переворачивать сам.
  11. Пригласите в гости друзей, у которых есть дети примерно такого же возраста, чтобы малыши могли общаться и наблюдать друг за другом.
  12. В 7 месяцев дети уже начинают понимать, что можно, а что нельзя. Старайтесь, однако, чтобы запретов было все-таки меньше, употребляйте слово «нельзя» только в том случае, когда дело касается вопросов безопасности.

Главное, помнить, что самое важное для малышей — это любовь и внимание родителей. Если вы будете проводить вместе время и с удовольствием заниматься с ним, результат не заставит себя долго ждать, а кроха будет радовать вас своими достижениями.

Развитие и питание ребенка в 7 месяцев

При проведении начального отбора детей 7-8 лет для занятий спортивны­ми играми необходимо учитывать физиологические особенности развития ор­ганизма ребенка в этом возрасте.

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, каждый из которых характеризуется своими специфиче­скими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр. С учетом количественных и качественных изменений в организме различают возрастные периоды (Солодкой А. С., Сологуб Е. Б., 2001).

Дети рассматриваемого нами возраста 7-8 лет относятся к двум возрас­тным периодам: первому детству (4-7 лет) и второму детству (8-12 лет) (Хрипкова А. Г. 1978; Ермолаев Ю. А. 1985; Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А., 1990).

В период первого детства у детей 7 лет продолжается созревание ЦНС. В этом возрасте имеет место абсолютное преобладание роли первой сигналь­ной системы в высшей нервной деятельности, объектом мышления может быть лишь то, что они видят, слышат, могут потрогать руками. Роль второй сигнальной системы возрастает постепенно, формирование отвлеченного словесного мышления происходит на протяжении многих лет. Характер взаимодействия сигнальных систем, т. е. степень функционального превали­рования той или другой сигнальной системы на различных этапах развития деятельности мозга ребенка определяет особенности протекания у него по­знавательных процессов. В диапазоне от 6 до 7 лет заметно увеличивается мобилизационная готовность к словесной инструкции. Данные, полученные опытным путем (Кольцова М. М., 1980) показали, что время латентного пе­риода реакций у детей 7 лет составляет 0,7 с – на непосредственный раздра­житель (свет) и 0,8 с – на словесные раздражители,

В 7 лет ускоренные темпы развития корковой части двигательного анализатора создают оптимальные условия для формирования и шлифовки двигательных навыков. Совершенствование морфологических характеристик структурных элементов двигательного аппарата сочетается в период первого детства с развитием индивидуального сенсомоторного профиля, который от­ражает особенности функциональной организации парной деятельности по­лушарий головного мозга. Дети в этом возрасте четко разделяются на правшей (15%), левшей (1%), смешанного профиля (84%, из которых 63% – «скрытые» левши).

Развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибко­сти и ловкости коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфо­логическим и функциональным созреванием ЦНС, опорно-двигательного ап­парата и вегетативных систем. В связи с дифференцировкой двигательных нервных окончаний в мышцах к 7 годам, улучшаются процессы внутримы­шечной координации, что способствует повышению силовых проявлений.

Характеристика качества быстроты по времени двигательной реакции сво­дится к прогрессивному ее укорочению.

Качество выносливости, зависящее от биоэнергетического потенциала организма и вегетативного обеспечения, в 7 лет развито слабо. Это обуслов­лено менее экономичным расходованием биоэнергетического потенциала, относительно быстрым достижением при двигательной активности максималь­ных величин сердечного ритма, дыхания, слабой переносимостью гипоксических состояний, неспособностью к образованию значительного вентиляцион­ного и кислородного долга, возможностью быстрого наступления перенапря­жжения.

В период первого детства дети отличаются выраженной гибкостью. Без тренировок в онтогенезе данное качество постепенно подвергается обратному развитию.

На этом этапе развития дети 7 лет имеют две ступени ловкости – лов­кость в точности (1 ступень) и ловкость в точности и быстроте (2 ступень).

Использование средств физической культуры увеличивает темпы при­роста физических качеств. Особенности адаптации детей первого детства к физической нагрузке связаны с высокой возбудимостью ЦНС и инервационных механизмов, управляющих соматическими и вегетативными функциями.

Период второго детства у мальчиков охватывает возраст от 8 до 12 лет. Его начало совладает с завершением полуростового скачка (6-8 лет). В пе­риоде второго детства замедляются темпы роста, прогрессирует созревание ЦНС, в связи с чем, совершенствуются формы реагирования организма на воздействия биологической и социальной среды. Дети 8 лет проявляют пол­ную мобилизационную готовность к словесной инструкции.

Начиная с 8 лет, формируется сложнокоординационный механизм управления движениями, присущий взрослому человеку. Дифференцировка двигательных нервных окончаний, прогрессирующая к 7-8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной динамической работе.

Параметры, характеризующие качество быстроты в период второго детства возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего разви­тия. Сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения.

Ловкость, основу которой составляют творческие функции мозга, зави­сит от зрелости ЦНС, ее высшего отдела коры больших полушарий, в первую очередь лобных долей. Если ребенок в 7 лет обладает еще только двумя сту­пенями ловкости, то в 8 лет он имеет все ступени ловкости (ловкость в точно­сти, в точности и быстроте, в точности и быстроте при изменяющейся ситуа­ции).

В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и МПК. Величина МПК в 8 лет мо­жет достигнуть 70–73 мл/кг/мин (Аганянц Е. К, Бердичевскзя Е, М., Демидова Е. В., 1999). Такие величины МПК до настоящего времени наблюдались только у спортсменов высшей квалификации. Это подтверждает сведения из литературы о высокой выносливости младших школьников к физическим на­грузкам умеренной мощности (медленный бег). У большинства мальчиков 8 лет за счет специальных упражнений в течение года можно достичь прироста выносливости на 21,4%. Достаточно высокий уровень динамической вынос­ливости не согласуется с низкой статической выносливостью в этом возрас­те.

В динамике первого и второго детства повышается уровень морфоло­гического и функционального созревания сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем. Проявляется экономичность ЧСС и частоты дыхания. Если у де­тей 4-5 лет ЧСС более 95 в мин, то к 7 годам ЧСС составляет 86 в мин (Ага­нянц Е. К., Бердичеяская Е. М., Демидова Е. В , 1999). Средняя величина жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет – 2019 мл, у мальчиков 8 лет – 2019 мл (Хрипкова А. Г., 1978). Острота зрения, дающая возможность видеть предмет, различать его форму, окраску, размер, а также определять расстоя­ние, на котором он находится, у детей с момента рождения постепенно воз­растает и к 7 годам составляет максимально возможное значение – 0,9-1,0 усл. ед. (Маркосян А. А., 1974).

У мальчиков 7–8 лет средний показатель высоты вертикального прыжка с места (по Бальсевич В. К., 2000) – 30 см; время отталкивания при вертикаль­ном прыжке – 352 мс; прыжок в длину с места – 116 см; отжимание из упора лежа – 8-10 раз (Аганянц Е. К., 1991). Средний показатель в теппинг-тесте – максимально частое движение кистью (по Бальсевич В. К., 2000) за 10 секунд – 55 раз.

При проведении тренировочного процесса у детей 7–8 лет, по мнению Алфимова Н. Н. и Клиорина А. И. (1983), необходимо учитывать:

  • позднее окостенение отдельных участков скелета;
  • нарушение пропорциональности в отношениях отдельных элементов сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • частое несоответствие реакций организма значимости, величине и силе раздражителя;
  • слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов.

В период первого и второго детства ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. В период ин­тенсивного развития двигательного анализатора в коре мозга в 7 лет двига­тельные навыки усваиваются быстро. Чем большим объемом движений он овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мас­терства в избранной специализации.

Процесс овладения двигательными навыками зависит от типологиче­ских свойств нервной системы.

Период первого детства является сенситивным для формирования ос­новных локомоций и координационных механизмов, Чем больше двигатель­ных навыков закладывается в этом возрасте, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность приспособления его к услови­ям жизни (Аганянц Е. К., 1991).

Копысова Л.В. Комплексная оценка двигательных способностей в процессе начального отбора детей для специализированных занятий спортивными играми (на примере баскетбола): дис. … канд. пед. наук. — СПб., 2002. С. 39-44.