Понятие социального конфликта: типология, способы разрешения и примеры из жизни

Человек с рождения находится внутри социума, который оказывает на него разностороннее влияние.

Он присоединяется к различным социальным группам, соотносит свое мнение с мнением других людей и постепенно развивается как личность.

Но где есть люди, там есть и социальные конфликты, завязанные на несовместимости мнений как отдельных людей, так и определенных групп.

Можно привести множество примеров социальных конфликтов, которые, вне зависимости от специфики, неизменно становятся толчком к изменениям и развитию.

Слово «конфликт» с латинского языка переводится как «столкновение».

Существует множество видов конфликтов, например политические, юридические, экономические, социальные.

Социальный конфликт — это столкновение двух и более сторон, обусловленное наличием между ними остро выраженных противоречий, таких как несовпадение взглядов, целей, интересов.

Социальные конфликты могут иметь различный масштаб: в качестве сторон конфликта могут выступать как отдельные люди, так и разномасштабные социальные сообщества.

Наиболее значительные соц. конфликты способны привести к военизированным столкновениям, гражданским войнам, революциям.

к содержанию ↑

Причины появления

Основные причины и истоки возникновения социальных конфликтов:

  1. Расхождения в идеологии и во мнениях сторон в целом. Мнение одного человека (или социальной группы) относительно определенных ситуаций может радикально отличаться от мнения другого человека (или другой социальной группы). К примеру, мужчина имеет мягкие либеральные, отчасти профеминисткие взгляды, а его отец — ярый консерватор, который уверен, что женщине место где-то между кухней и детской комнатой. Если отец попытается навязать сыну собственные взгляды относительно организации отношений с женщинами, это может стать толчком для развития конфликта.
  2. Отличия в восприятии целей; наличие у одной стороны целей, которые отличаются от целей, преследуемых другой стороной. Особенно высока вероятность возникновения конфликта в том случае, если достижение цели одной стороной автоматически лишает другую сторону возможности удовлетворить свои потребности и достичь собственной цели.
  3. Социальное и экономическое неравенство. Распространенная причина развития разномасштабных социальных конфликтов. Если одна из сторон будет считать, что к ней отнеслись несправедливо и ее потребности проигнорировали, а другая сторона, напротив, получает даже больше, чем ей нужно, конфликт неизбежен. Борьба с социальным и экономическим неравенством лежит в основе множества движений и идеологий.
  4. Другие причины. Различные логические ошибки, недоразумения также способны стать основой конфликта. В таких случаях одна или несколько конфликтующих сторон по каким-то причинам неверно трактовали определенные события, действия, поведение либо получили неполную или заведомо ошибочную информацию.

Причины социальных конфликтов — это их фундамент, опора, то, что делает конфликт таковым. При этом не следует путать причины с поводом.

Повод — это своеобразный пусковой крючок, который активирует противостояние.

В качестве повода может выступать что-либо (ситуация, событие), что способно переполнить чашу терпения одной или нескольких сторон конфликта. При этом сама пусковая ситуация обычно не работает, если причины конфликта отсутствуют.

Что такое социальный конфликт? Узнайте из видео:

Как определить характер человека по внешнему виду? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Классификация

Конфликты подразделяются по:

  1. Причинам появления. Существуют субъективные и объективные причины развития конфликта. Объективные причины возникают при отсутствии контроля со стороны индивидуума, а субъективные контролируются им в той или иной мере и тесно связаны с его личностью, характером, приоритетами, целями и интересами.
  2. Уровню открытости. Конфликты делятся на открытые и закрытые. Под открытыми конфликтами подразумеваются ситуации, когда стороны напрямую выражают собственное недовольство: ссорятся, оскорбляют оппонентов, спорят, прибегают к насилию.

    Закрытые конфликты не всегда заметны окружающим, в них применяются непрямые способы воздействия.

  3. Положению конфликтующих сторон. Если одна сторона конфликта занимает более высокое положение и имеет больше власти, чем другая, такие конфликты называются вертикальными. Если же конфликтуют стороны, участники которых в целом равны между собой, такой конфликт является горизонтальным. Соответственно, к вертикальным можно приравнять конфликт между родителями и несовершеннолетними детьми, между учителем и учеником, между начальником и подчиненным и так далее, а горизонтальные конфликты обычно касаются взаимоотношений в коллективах.
  4. Составу сторон. Если конфликт не имеет отношения к несовпадениям идеологии или мнений, а участники не имеют отношения к различным идеологическим сообществам, такой конфликт называется межличностным. К групповым относятся конфликты, в которых стороны принадлежат к отдельным социальным сообществам. Также существуют политические конфликты, которые делятся на внутриполитические и внешнеполитические.
  5. Особенностям влияния на участников. Конфликты могут различаться по длительности (кратковременные, долговременные), степени масштабности (глобальные, региональные, групповые, личные), выраженности.
  6. Содержанию. Если в основе конфликта — субъективная неприязнь, которую испытывают стороны по отношению друг к другу, то такие конфликты называются эмоциональными.

    Если же суть конфликта имеет под собой надежную и разумную аргументацию и не связана напрямую с личной неприязнью, то это рациональный конфликт.

Также социальные конфликты в психологии делятся на типы:

  • социально-политические;
  • социально-трудовые;
  • социально-психологические;
  • семейно-бытовые;
  • духовно-нравственные;
  • идеологические;
  • экологические;
  • правовые.

к содержанию ↑

Стадии развития

Стадии развития социальных конфликтов:

  1. Первая. Это вступительная, предконфликтная стадия, которая также делится на скрытый и открытый этапы. На скрытом этапе конфликт только начинает зарождаться, стороны осмысливают происходящее и его причины, а на открытом начинаются первые умеренные противостояния.
  2. Вторая. На первом этапе второй стадии у сторон формируется стремление продолжать противостояние, появляется выраженная вражда. Конфликт постепенно усиливается. На втором этапе происходит прелом: участники конфликта сопоставляют свой сформированный образ оппонента с реальным, и ситуация развивается в зависимости от их выводов.
  3. Третья. Это зрелая стадия конфликта, во время которой стороны предпринимают первые попытки решить проблему, ищут пути для этого.
  4. Четвертая. На этом этапе конфликт исчезает целиком либо частично.

Какие бывают отрицательные черты характера у людей? Список вы найдете на нашем сайте.

Описание стадий социального конфликта в этом видео:

к содержанию ↑

Структура

Структура конфликта включает данные компоненты:

  1. Участники. В качестве участников могут выступать и отдельные люди, и определенные социальные объединения — организации, идеологические движения, другие общности.

    Участниками социального конфликта могут быть даже государства.

  2. Предмет. Под предметом подразумевается сама суть конфликта — противоречие, которое возникло между участниками.
  3. Объект. Это некая выгода, которую стремятся получить стороны конфликта. Это могут быть материальные блага, власть, сохранение определенных духовных норм, достижение цели и многое другое.
  4. Макросреда и микросреда. Условия микросреды и макросреды необходимо брать в расчет всем участникам конфликта. Микросреда — люди, которые окружают конфликтующие стороны и с которыми те взаимодействуют, а макросреда — это социальные общности, в которые входят участники.

к содержанию ↑

Функции и роль

Социальный конфликт — многогранное явление, которое может приводить к непредсказуемым результатам.

Исторически конфликты были одним из двигателей прогресса, особенно глобальные, поскольку благодаря ним происходили серьезные внутригосударственные и межгосударственные изменения: начинались и заканчивались войны, создавались новые законы и исчезали старые, сменялись правительства.

Малые конфликты — те, которые происходят между отдельными людьми либо сравнительно небольшими социальными группами, — также способны толкать индивидуумов, участвующих в них, на развитие либо, наоборот, приводить их к деградации.

Конфликт прежде всего:

  • дает возможность участникам осознать, что между ними существует напряженность;
  • толкает их искать решение, чтобы ситуация в конечном итоге принесла положительный результат;
  • частично устраняет социальную напряженность, возникшую среди участников.

Какие положительные черты характера бывают? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Признаки

Основные признаки конфликта:

  • наличие обстоятельств, которые стороны считают конфликтными;
  • присутствие несогласованности, противоречий во взглядах, целях, интересах сторон;
  • конфликтное взаимодействие участников;
  • применение различных методов давления на оппонентов (включая физическое, психическое насилие);
  • итоги конфликтного взаимодействия.

Как правило, конфликтные ситуации не приносят исключительно пользу сторонам, и многое зависит от конкретного конфликта и индивидуальных особенностей участников.

Также важно учитывать, что каждый из участников и наблюдателей способен по-разному оценить конфликт и его итоги.

к содержанию ↑

Последствия

Последствия конфликтов:

  1. Конфликтная обстановка способна серьезно подорвать психоэмоциональное состояние участников, особенно тех, у которых нет хорошей стрессоустойчивости. Это влечет за собой появление различных ментальных заболеваний.
  2. Отдельные конфликты угрожают не только психоэмоциональному, но и физическому здоровью, если его участники прибегают к физическому насилию.
  3. Также конфликты становятся причиной радикальных изменений в сообществе, приводящих к разрушению сложившихся социальных структур.

При этом конфликты, как упоминалось ранее, имеют и положительное влияние, поскольку способны заставлять участников развиваться, совершенствовать коммуникативные навыки и эмпатию.

Как изменить свой характер в лучшую сторону? Рекомендации экспертов помогут вам!

к содержанию ↑

Пути выхода

Чтобы конфликт был успешно решен, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Все стороны конфликта должны осмыслить ситуацию, понять причины произошедшего, определить, какие интересы преследуют оппоненты. Это позволит им лучше вникнуть в суть конфликта, а понимание — один из ключей к решению проблемы.
  2. Необходимо, чтобы все противоборствующие группы стремились решить проблемы, вызвавшие вражду, и восстановить мир.

    Для этого им важно признать интересы оппонентов и отыскать что-либо, что способно объединить все конфликтующие стороны: общую цель.

  3. Всем конфликтующим сторонам нужно вместе искать способы для выхода из конфликта. Чтобы это было возможно, сторонам важно понимать суть конфликта и выражать готовность обсуждать проблемы. Диалог с оппонентами можно вести совместно или через посредников.

Рекомендации, которые позволят быстрее выйти из конфликта:

  1. В процессе обсуждения совместных проблем важно концентрироваться на конкретных вопросах.
  2. Участникам конфликтующих групп необходимо снизить психоэмоциональную напряженность оппонентов. Для этого важно отказаться от использования любых форм психологического насилия, таких как игнорирование, оскорбления, обвинения, угрозы, газлайтинг, пренебрежение, обесценивание проблем и потребностей оппонентов.
  3. В процессе обсуждения необходимо оставаться в рамках вежливости, стремиться уважать потребности и переживания оппонентов.
  4. Всем участникам важно ставить поиск устраивающего всех компромисса в приоритет. Это позволит минимизировать ущерб от конфликта и восстановит хорошие отношения между сторонами.

О причинах и путях решения социальных конфликтов в этом ролике:

к содержанию ↑

Примеры из истории и жизни

  1. Пример 1. Во Франции в конце 70-х годов произошла забастовка студентов, связанная с наличием противоречий в восприятии ценностей молодежи шестидесятых и пожилого генерала де Голля. Также студенты протестовали против реформы Фуше, из-за которой страдало качество образования. Студенческий бунт был подхвачен другими социальными группами. Руководство страны использовало боязнь народа увидеть новую революцию в своих целях, что позволило уменьшить выраженность конфликта. Спустя год власть в стране сменилась.
  2. Пример 2. Влияние православной церкви на современную Россию крайне велико. Она оказывает давление на культуру, и на образование, и на науку, влияет на политику страны. Не так давно в школьную программу ввели предмет «Духовно-нравственная культура», при этом на практике альтернативы для школьников, не имеющих к религии отношения, не предполагалось. Это вызвало возмущение научной элиты страны. Известные академики писали обращения к руководителям страны, давали интервью в газетах. Многие религиозные активисты в ответ на это начали вести ответную борьбу.

    Научными деятелями был предложен предмет «Натуралистическая этика», которым заменялась «Духовно-нравственная культура» для школьников, родители которых не имеют отношения к религии.

    Ее должен вести преподаватель, специализирующийся на естественных науках.

  3. Пример 3. В сплоченный коллектив была принята новая работница. За короткое время она получила повышение, что насторожило основной коллектив и вызвало злость и обиду у тех, кто, по их мнению, заслуживал это куда больше. Участники начали всячески высказывать свое недовольство: отказывались выполнять требования новенькой, открыто над ней посмеивались, оскорбляли. Чтобы решить конфликт, девушка посовещалась с боссами. Они устроили собрание вместе с остальными работниками и в доброжелательной атмосфере обсудили конфликтную ситуацию. Полностью конфликт не был исчерпан, но отношение к новенькой начало постепенно теплеть.

Несмотря на то, что человечество издавна стремилось свести количество конфликтов к минимуму либо полностью исключить их появление, они неизбежно будут возникать вновь и вновь, требуя от людей найти решение.

Важно осознавать их положительное влияние на общество и делать все возможное для того, чтобы негативных последствий было как можно меньше.

Можно ли по почерку определить характер человека? Ответ вы найдете на нашем сайте.

Социальный конфликт — классический пример и понятие в этом видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

Социальный конфликт — открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Структура социального конфликта:
1) (источник конфликта)-противоречие;
2) люди как носители данного противоречия, (субъекты конфликта);
3) объект конфликта (скрытые нужды) – блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт;
4) предмет конфликта (открытые нужды) – материальные образования, с ним (конфликтом) связанные;
5) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит «противоречие в действии».

Общие методы исследования конфликта: системный и историко-генетический подход, методы социальной психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди специальных методов: конфликтологическая диагностика и экспертиза, ситуационный метод. Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно. Экспертиза социального конфликта состоит в оценке достоверности полученной информации и данных о конфликте, в анализе причин и оснований конфликта, возможных направлений протекания и последствий конфликта, способов регулирования и разрешения конфликта.

Имеются различные процедуры экспертизы конфликта. Например, разработаны социальные экспертные шкалы, по десятибалльной шкале оценивается значимость последствий конфликта и их вероятность. Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня. характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т.д.);
Всем конфликтам присущ четыре основных характеристики: причины конфликта, его острота, длительность и последствия конфликта.
Виды социальных конфликтов

Личностный /Межличностный/Межгрупповой/Конфликт принадлежности./rонфликт с внешней средой.

1. внутриличн. межличн. внутригрупп. личность и группа, межгрупп, социальн

1.конструкт./ 2. Деструкт.

3вертик./ горизонт.

1.Открытые/2. Скрытые/3. потенц.

1. бурные и быстропротекающие

2. острые длительные

3. слабовыраж. Вялотекущ.

4. слабовыраж. Быстротекущ.

1. Экономич/идеологич/соц-бытов./семейно- бытов.

Стадии социального конфликта

1. Предконфликтная ситуация.

2. Непосредственно конфликт.

3. Разрешение конфликта.

4. Послеконфликтная стадия

Или:

1. возникновение и развитие конф. Ситуации

2. осознание коф.ситуации хотя бы одним участником

3. начало открытого конфл.взаимодействия, инцидент

4. развитие открытого конфликта

5. разрешение

6. постконфл.ситуация

Всем конфликтам присущи четыре основных параметра:
причины конфликта;
острота конфликта;
длительность конфликта;
последствия конфликта.

Функции: позитив (информац.-сигнальн, интеграция и стабилизация, оптимизация, инновации), негатив (разрушение, деформация, истощение).

Регулирование – это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы, проще говоря, это частичное или временное решение конфликта.

Разрешение Устранение или минимизация проблем, разделяющих стороны, обычно достигаемое с помощью соглашения сторон:

Диагностика конфликта – система интеллектуальных, исследовательских операций, связанных с получением подробной информации о конкретном конфликте. Социальные конфликты подобны человеческим болезням в том смысле, что и те, и другие успешно преодолеваются при условии их точного диагноза. Чем точнее распознана природа и особенности как заболевания, так и конфликта, тем яснее, что и как следует делать, чтобы избавиться от них. Диагностика конфликта основана на следующих принципах: объективность; целесообразность; детерминированность; комплексность; сравнимость; научная обоснованность и подтверждаемость результатов.

Комплексная диагностика конфликта включает в себя следующие моменты:
а) возможно более полное описание условий конфликта, его участников;
б) непосредственный повод конфликта;
в) симптомы его проявления и содержание;
г) предварительная оценка социальной напряженности и конфликтогенности диагностируемого случая..

Последовательность операций при диагностике конфликтов.

1. Определение полного состава участников (субъектов) конфликта и их роли в конфликте.

2. Фиксация пространственных границ конфликта.

3. Выявление предмета конфликта.

4. Выяснение всех ресурсов сторон конфликта и баланса их сил.

5. Определение типа данного конфликта исходя из различных оснований классификации социальных конфликтов.

6. Выявление истоков конфликта – его повода, предлога, мотивировок конфликтеров (собственных представлений сторон о ситуации), совокупности причин и первопричину.

7. Выяснение интересов каждого из конфликтеров и меры их несоответствия.

8. Определение мотивов поведения конфликтеров, их соотношение с интересами.

9. Определение целей конфликтеров, степени их противоположности и меры соответствия интересов сторон их целям в конфликте.

10. Определение содержания реальных конфликтных действий сторон конфликта, форм поведения конфликтеров.

11. Выяснение общего психологического фона конфликта (степени остроты конфликта, степени враждебности и агрессивности конфликтеров, уровня их конфликтогенности, насколько конфликтеры контролируют свое поведение и т.д.).

12. Выяснение установок сторон на конкретный результат конфликта.

13. Определение актуальной стадии развития данного конфликта и рассмотрение всей динамики конфликта. Определение временных границ конфликта – расчет длительности конфликта.

14. Выяснение цены и знака конфликта. Составление формулы конфликта.

15. Выбор оптимального способа (модели) решения конфликта.

а) Конфликтующие стороны это отдельные личности, малые группы или более крупные социальные субъекты, непосредственно противодействующие друг другу.

б) Третья сторона в конфликте – это социальные субъекты, внешние по отношению к противодействию сторон конфликта, не принимающие непосредственного участия в конфликте, но оказывающие определённое влияние на его возникновение или развитие, заинтересованные, таким образом, в смягчении, разрешении или, наоборот, в возникновении и обострении конфликта(организаторы, провокаторы, подстрекатели, сочувствующие, союзники («члены партии конфликтера»), наблюдатели («болото конфликта»), примирители, посредники, невинные жертвы и др.). В сущности, они могут рассматриваться как такие же участники конфликтного противодействия. В процессе диагностике конфликта крайне важно выяснение конкретной роли каждого субъекта третьей стороны конфликта.

В конечном счете, модели конфликтного поведения обобщаются в следующие виды: достижение одним субъектом своих целей и интересов за счет другого; уступка одним субъектом своей позиции другому; взаимное удовлетворение интересов обоих конфликтных субъектов и достижение какой-то общей цели; взаимное неудовлетворение интересов сторон и стремление прекратить отношения. (уход, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество)

Самой же высшей формой выражения общесоциального конфликта в обществе выступает социальная революция.

Типы По дарендорфу:

1. По источникам – интересов, ценнсотей, идентификации

2. по соц.последствиям- успешные, безуспешные, созидательные (конструктивные), разрушительные (деструктивные)

3. По масштабности- локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, мегаконфликты

4. По формам борьбы- мирные, немирные

5. По направленности- вертикальные, горизонтальные

6. По особенностям условий- эндогенные, экзогенные

7. По отношению субъектов к конфликту- подлинный, случайный (условный), смещенный, ложный, неверно приписанный, латентный

8. По использованной сторонами тактике-«сражение», «игра», «дебаты»

По Дойчу:

1. По сферам жизни общества и деятельности людей- экономические, политические, идеологические, финансовые, торговые, таможенные и др.

2. По причинам- объективные, субъективные, реалистические, нереалистические

3. По субъектности- международные, межгосударственные, межконфессиональные, расовые, межэтнические, межличностные

Рекомендуемые страницы:

В статье рассматриваются особенности протекания конфликта. Исход конфликтной ситуации во многом будет зависит не только и не столько от причин, факторов и моделей протекания конфликта, степени его развития, сколько от отношения самих участников к конфликтной ситуации.

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, социальными институтами, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, столкновением различных интересов.

Мир устроен таким образом, что практически во всех сферах человеческой деятельности возникают конфликты, которые чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, и их ассоциируют с агрессией, угрозой, враждебностью. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон: личности, группы или организации – вступает в противоречие с интересами другой стороны. Управление конфликтом – одна из важнейших функций руководителя (в среднем они тратят около 20% своего рабочего времени). Для управления ими необходимо знать типы конфликтов, причины возникновения, особенности протекания, а также последствия, к которым они могут привести [1; 2; 3].

Социальные конфликты в жизни общества неизбежны, поскольку социальное развитие осуществляется в условиях противоборства различных интересов, установок, стремлений. Однако в развитом обществе существуют механизмы предотвращения и мирного урегулирования конфликтов в рамках нормированных отношений.

Индивиды и социальные группы, участвующие в конфликте, называются субъектами конфликта. Вопрос, требующий разрешения, или благо, из-за которого происходит столкновение, называется предметом конфликта. Причина конфликта – объективные социальные обстоятельства, предопределяющие его возникновение. Поводом для конфликта служит конкретное происшествие или социальное действие, которое провоцирует переход к открытому противостоянию.

Отличие конфликта от мирного противостояния, конкуренции и соперничества за обладание определенными благами заключается в остроте столкновения, которое может принимать форму открытой агрессии и насильственных действий [4].

В основе любого социального конфликта лежит острое противоречие.

Противоречие – это принципиальная несовместимость важных интересов и устремлений (политических, экономических, этнических, культурных) индивидов и социальных групп. Неудовлетворенность текущей ситуацией и готовность ее изменить выражается в росте социального напряжения. Конфликт возникает тогда, когда одна из сторон начинает, открыто осуществлять свои устремления в ущерб другой, что вызывает ответную агрессивную реакцию.

Противоречие не всегда переходит в стадию открытого столкновения, оно может быть разрешено мирным путем либо сохраняться в обществе в качестве неявного противостояния идей, интересов, тенденций [10].

На основе различных критериев выделяют виды конфликтов:

  • по длительности: краткосрочные и затяжные конфликты;
  • по охвату участников: глобальные, межнациональные, национальные, локальные конфликты;
  • по сферам общественной жизни: экономические, политические, трудовые, социокультурные, национально-этнические, семейно-бытовые, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые конфликты;
  • по сфере противоречий: межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты, а также конфликты группы с внешней средой;
  • по характеру развития: преднамеренные, спонтанные;
  • по используемым средствам: насильственные (военные, вооруженные) и ненасильственные конфликты;
  • по социальным последствиям: успешные, безуспешные, конструктивные, деструктивные конфликты [8].

Социальный конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

  1. предконфликтная ситуация – осознание сторонами существующего противоречия и возрастающего социального напряжения;
  2. непосредственно конфликт – открытые действия, направленные на реализацию устремлений и удовлетворение потребностей, которые стали причиной противоборства;
  3. разрешение конфликта – завершение противостояния, устранение причин конфликта или примирение сторон на основе компромисса;
  4. после конфликтная стадия – окончательное устранение противоречий, переход к мирному взаимодействию.

Обычно социальному конфликту предшествует предконфликтная стадия, в течение которой накапливаются и постепенно обостряются противоречия между субъектами [9].

Перед началом конфликта стороны осознают существование напряжения из-за неудовлетворенности каких-то важных потребностей, ищут пути разрешения возникшего противоречия, выбирают способы воздействия на противника.

Чаще всего социальный конфликт возникает из-за различий в уровне материального благосостояния, доступа к власти, культурным благам, образованию, информации, а также из-за различий в религиозных, мировоззренческих, нравственных установках и стандартах поведения.

Острота пред конфликтной ситуации и пути выхода из нее определяются не только значимостью противоречия, но и социально-психологическими чертами участников конфликта: особенностями темперамента, интеллекта, уровнем общей культуры, коммуникативными навыками.

Поводом для начала конфликта служит инцидент – событие или социальное действие, направленное на изменение поведения противоборствующей стороны и влекущее за собой переход к открытому противостоянию (словесные прения, экономические санкции, изменения в законодательстве и т. п.).

Следующий этап развития конфликта – его эскалация, т. е. разрастание, увеличение масштабов, числа участников, огласка.

Непосредственно конфликтная стадия социального противостояния характеризуется совокупностью определенных действий, которое предпринимают участники с целью реализации своих интересов и подавления противника.

Все участники масштабного конфликта играют в нем определенную роль, хотя не все из них обязательно находятся в состоянии противоборства друг с другом.

Свидетели конфликта наблюдают за событиями со стороны, не принимая в них активного участия [5].

Посредники – люди, которые пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт, ищут пути примирения противоречивых интересов, участвуют в организации переговоров. Подстрекатели – люди, которые провоцируют начало и дальнейшее развитие конфликта.

Пособники могут не принимать прямого участия в открытом столкновении противоборствующих субъектов, но своими действиями способствуют его развитию, поддерживая одну из сторон.

Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.

Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:

  1. Силовой (одностороннее доминирование).
  2. Компромисс.
  3. Интегральная модель.
  4. Разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель) [6].

Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.

Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения.

Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Важно знать, что компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках конфликте ров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании – это различные уступки друг другу, а в конфликт логии – это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия.

Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликт лога К. Лассуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт.

Интегральная модель (интегральная стратегия) – предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте. Она называется интегральной не потому, что объединяет качества и достоинства предыдущих моделей, а потому, что способна интегрировать интересы конфликтеров. При ее использовании никто не жертвует своими интересами. Каждый конфликтер добивается удовлетворения своих интересов, а потому чувствует себя победителем. Для достижения столь желательного итога конфликтеры должны отказаться от своей позиции, пересмотреть те свои цели, которые они ставили в данном конфликте.

Как правило, интегральная модель достигается в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием согласованного решения. Для того чтобы конфликт разрешился по-настоящему, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающий их способ выхода из конфликтной ситуации. На практике конфликтующие стороны обычно вступают в какие-то переговоры, прежде чем обращаться к насилию и или разъединяться. Интегральная модель решения конфликта – важное открытие ХХ века в области общественных институтов. Одним из многих парадоксов современного российского общества является то, что наиболее эффективный и рациональный способ решения конфликтов используется в нем гораздо реже, чем следовало бы. В России большинство наших сограждан не знают о том, что существует подобная модель решения конфликтов, а если знают – то не любят использовать. Объясняется это комплексом причин, среди которых отметим особенности менталитета россиян, выражающиеся в повышенной приверженности к силовым решениям, с особенностями воспитания – нас всегда учат, что цель превыше всего и превратного представления русских о принципиальности. Многие отождествляют принципиальность с упертостью на своем, с отказом от возможности пересмотра своей позиции в конфликте, независимо от того, чем эта позиция вызвана. При этом упускается из виду, что интересы людей и их групп всегда важнее, чем те цели, которые они ставят перед собой ради достижения этих интересов. Надо быть гибким в постановке и изменении своих кратковременных целей, постоянно заботясь о своих долговременных жизненно важных интересах. К сожалению, многие поступают наоборот. Отказываясь от пересмотра своих позиций, не учитывая новых условий, сделавших их неразумными, они продолжают отстаивать их, что осложняет достижение коренных интересов.

Существуют также и симбиозы способов разрешения конфликта – модели, сочетающие в себе в определённой последовательности – силовую, компромиссную, разъединительную и интегральную модели разрешения конфликта [7].

В заключение следует отметить, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте, исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта [11; 12].