Психология кризиса 3 лет у ребёнка: причины развития, особенности поведения и советы для родителей

Рейтинг: 4/5 (1)

Еще совсем недавно ваш малыш был достаточно послушным, открытым и ласковым, но теперь все наоборот: постоянное упрямство, частые истерики и желание, чтобы все было, как ему или ей хочется.

Как объяснить такие перемены? Все это свидетельствует о кризисе ребенка. И сегодня мы постараемся подробно и достоверно узнать, в чем заключается психология кризиса 3 лет у детей, каким образом он проявляется, и как необходимо родителям себя вести, чтобы вместе с ребенком пережить этот период.

Что такое кризис 3 лет у ребенка

Кризис трех лет – это переходный период между ранним и дошкольным возрастами. Этот период считается одним из достаточно трудных моментов в жизни ребенка. В это время происходит осознание ребенком себя как личности, и становление нового вида взаимоотношений с окружающими.

Основная причина появления кризиса у детей

Примерно в таком возрасте ребенок начинает чувствовать себя взрослым и способным проявлять свою волю, а вот протесты и запреты родителей в его планы не входят, и все, чего ребенок желает – исполнения своих желаний и прихотей. Это и ведет к тому, что своим поведением он пытается показать свою значимость и «взрослость». Поэтому, очень важно, чтобы в этот тяжелый период родители помогли своему ребенку, а не навредили.

Кризис у ребенка – симптомы

Чтобы знать, как бороться с проблемой, необходимо знать ее «в лицо». Поэтому, сейчас мы ответим на вопрос: в чем и как у ребенка проявляется кризис 3-х лет?

Среди самых распространенных признаков кризиса 3-х лет можно отметить следующие проявления:

  • Происходит отдаление ребенка от родителей и частое противостояние им. Малыш все воспринимает враждебно и любая помощь от взрослых может быть оценена им отрицательно. В этот период ребенок может быть плохо настроен против одного из родителей, но при этом проявлять благосклонность к другому. Этот симптом кризиса трех лет многие определяют как негативизм.
  • Упрямство малыша переходит все границы и проявляется в каждой мелочи.
  • Он или она постоянно пытается отстаивать свои желания, и часто в речи можно услышать «я хочу», «я знаю», « я не буду» и тд.
  • Малыш постоянно пытается делать наоборот все, что говорят родители, даже если ему или ей это может навредить. Можно сказать, что в этот период вредность набирает обороты.
  • Часто ребенок становится агрессивным, он может закатывать истерики, кусаться или биться. Очень важно в этот момент не потакать всем его прихотям и хотениям.
  • Еще отмечается полное пренебрежение тем, что раньше имело значение. Ребенок может ломать игрушки, которые раньше для него были любимыми, отказываться делать то, чем раньше он увлекался. Такое отношение зачастую проявляется и к родителям.

Сколько может длиться кризис 3 лет у ребенка?

На этот вопрос нет определенного ответа, ведь все детки разные и проходят этот период по-разному. Однако специалисты выделяют возрастной период в который чаще всего наблюдается кризис у детей, и это время с 2,5 до 3,5 лет.

Важно еще то, что на продолжительность кризиса влияет отношение родителей к малышу. Если оно будет правильным, вы сможете вместе пройти этот период гораздо быстрее и легче.

Кризис трех лет – консультация для родителей

Отношение к ребенку с самого рождения постепенно формирует его личность и характер. Поэтому, очень важно как к воспитанию подходят родители и ближайшие родственники. Мы собрали несколько советов, которые можно охарактеризовать, как памятка родителям, помогающая преодолеть кризис трех лет у вашего малыша.

  • Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
  • Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.

Родители сами должны быть дисциплинированными и последовательными в своих требованиях. Например, если вы говорите, что руки нужно мыть каждый раз, придя с улицы, выполнять это нужно постоянно. Или, если вы не дали сладости ребенку перед едой сегодня, завтра или в какой-то другой день сладости также нельзя кушать перед обедом или ужином. В противном случае ребенок просто не будет понимать, как же все-таки правильно нужно делать, и будет добиваться того, что ему удобно.

  • Ребенку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения в доступных для него пределах и поощрять это. Например, если он хочет помочь вам по дому, дайте ему сделать это. И даже если у него что-то не получится, обязательно хвалите и благодарите за помощь. Вы покажите ему пример, что нужно быть благодарным, когда тебе помогают, и в тоже время ребенок будет приучаться к трудолюбию.
  • Также, в таком возрасте можно позволять малышу принимать участие в выборе игрушек, книг или игр при покупке. Такой подход позволит выработать самостоятельное принятие решений, что очень важно для дальнейшего становления личности.
  • Если вы можете уступить в той или иной ситуации, например, ребенок хочет взять с собой на улицу какую-то определенную игрушку, уступите и дайте ему возможность выбрать. Однако помните, что это не относится к желаниям малыша, которые могут ему навредить. В такой ситуации вы должны быть твердыми и с любовью объяснять, почему так делать нельзя.
  • Необходимо помнить о том, что все мы сделаны «из одного теста» и порой уже во взрослом возрасте ведем себя, как наши дети во время кризиса. Мы также часто не послушны, не уступаем другим, отстаиваем свое мнение, даже если оно ошибочно, и относимся не очень хорошо к своим ближним. Поэтому, когда вы видите, что ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, просто вспомните себя и учитесь помогать ему с любовью и лаской. Обнимайте его чаще и говорите о том, что вы вместе сможете преодолеть все невзгоды, даже если сейчас он этого не заслуживает, ведь и мы часто не заслуживаем хорошего к себе отношенияю

Доктор Комаровский о кризисе трех лет у ребенка – видео

— Что делать, если ребенок не слушается—? И вообще, почему это он вдруг стал непослушным и капризным? В этом видео доктор Комаровский очень доступно и просто объясняет, что происходит с детьми в этом возрасте и какие меры должны предпринимать родители вместе с бабушками и дедушками. Какие правила являются неизменными в воспитании детей, и как пережить кризис 3 лет у ребенка.

Итак, кризис 3 лет, как и любой другой кризис – это достаточно непростой период в жизни детей и родителей. У кого-то это время проходит незаметно и практически безболезненно, а кому-то стоит очень потрудиться и набраться терпения.

Родители! Нам стоит не забывать, что, несмотря на всю вредность, нашим детям в такое время тоже нелегко и чем более ласковыми и терпеливыми мы будем с ними , тем легче и быстрее мы сможем преодолеть этот кризис.

Обязательно прочитайте о методиках раннего развития детей: методике Домана, методике Никитиных и методике Монтессори.

Как вы преодолевали этот период в вашей семье? Какими способами находили общий язык с ребенком и учились с ним договариваться? Делитесь своими историями и советами и обязательно оставляйте комментарии.

Если ваш малыш уже переступил трехлетний рубеж и вы знаете не понаслышке, что такое частые истерики ребенка, которые порой бывают на грани припадков (попробуй не купи игрушку, падает на пол и вопит как «резаный») – тогда вам сюда!

Дело в том, что первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, а потому он  не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживая разлуку. Именно в этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации. Она накапливается, накапливается, накапливается…

Но время идет и малыш становится более развит и физически, и психически.

Ребенок, исследуя пространство, видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир (если пнуть мячик, то он покатится, а если долго ныть, то дадут то, что просишь).

Малыш подражает взрослым, используя их лексику, «примеряет» на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам, начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними. А кроме этого, его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я сам это умею! Я сам это могу! Я большой, как мама и папа!». Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью и, не ведая опасности, не понимает, почему его постоянно одергивают, что-то запрещают, воспитывают, и решают все за него.

Иными словами, кризис у ребенка – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».

То есть, с одной стороны, многие желания малыша не соответствуют его реальным возможностям, а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых.

Вобщем же в психологии существует так называемое семизвездие признаков «кризиса 3-х лет» (своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания и деспотизм).

Что же происходит с маленьким ангелочком и как правильно себя вести его родителям, чтобы еще больше не усугубить ситуацию?

Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Однако в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны. Но запрещая, обязательно должно быть и объяснение запрету, не смотря на то, что вас понять малышу еще достаточно  сложно. Со временем, он осознает значение ваших слов и начнет прислушиваться к вашим советам. Но, опять таки, если вы научитесь «не перегибать палку».

к содержанию ↑

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

к содержанию ↑

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

к содержанию ↑

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Негативизм

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.

Рассмотрим отличия на конкретных примерах:

  • образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой;
  • образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако он категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.

Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом» выступает именно мама.

Нет нужды давить на ребёнка или заставлять его выполнять нужное действие. Пусть он немного «остынет», а уже затем обращайтесь к нему с просьбой. Как вариант, «переговорщиком» может выступить другой член семьи – например, папа.

к содержанию ↑

Строптивость

Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад.

Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.

Психология маленьких детей такова, что с большей степенью вероятности строптивость будет проявляться в тех семьях, где существуют разночтения по поводу воспитания и дисциплинарных мер между матерью и отцом, родителями и старшим поколением.

Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.

Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

к содержанию ↑

Упрямство

Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.

Рассмотрим разницу между этими качествами на конкретных примерах:

  • образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится;
  • образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент проголодался).

Нет нужды переубеждать ребёнка или опять же настаивать на своём. Оптимальное решение – оставить завтрак на столе и предложить малышу принять пищу, когда он проголодается.

к содержанию ↑

Деспотизм

Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.

К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку. Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.

Подобное поведение – пример манипулирования. Поэтому старайтесь не идти на поводу маленького деспота, одновременно показывая, что ваше внимание вполне можно привлечь мирными способами, без конфликтов и истеричности.

к содержанию ↑

Обесценивание

В 3 годика дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным.

Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.

Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост.

В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать дурочкой.

К тому же у трёхлеток активно развивается словарь, поэтому в их лексиконе начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.

Важно переключать внимание ребёнка другими игрушками – вместо куклы предлагайте машинку. Регулярно смотрите с малышом мультики и читайте книжки по теме правил поведения с людьми, также можно проигрывать ситуацию в сюжетных играх.

к содержанию ↑

Своеволие

Дети 3-летнего возраста стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам». Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей.

Безусловно, это хорошо, если ребёнок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.

Самостоятельное поведение ребёнка – ключ к приобретению драгоценного опыта. Даже если у детей что-то не получится с первого раза, появится возможность научиться на своих ошибках. Однако введите запреты на те действия, которые могут навредить ребёнку или другим людям.

к содержанию ↑

Бунт (протест)

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

Во время протестных «акций» старайтесь не терять самообладание, слушайте мнение ребёнка. Если он бунтует против мер безопасности (хочет играть с мячом на дороге), не идите на поводу и не меняйте решения.

к содержанию ↑

Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность.Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

к содержанию ↑

Борьба с истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

  1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
  2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
  3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Истерики у ребёнка 3 лет возникают достаточно часто. Рекомендации психолога позволят разобраться, каковы основные причины столь эмоционального поведения, как предупреждать истерики и каким образом можно снизить силу этих реакций.

к содержанию ↑

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Буквально еще вчера ваш малыш был дружелюбным и веселым, а сегодня – он капризничает по каждому поводу и без него? Налицо кризис 3 лет у ребенка. Это достаточно распространенное явление, но в большинстве своем родители не знают, как реагировать на истерики и эмоциональные срывы у своих детей. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности поведения ребенка в кризис трех лет

Период трех лет знаменуется не только достаточной самостоятельностью, но и бунтарскими настроениями малыша. Он может отказываться от еды, бойкотировать все ваши предложения, поднимать крик, если кто-то отказывается идти у него на поводу. Можно сказать, что ребенок начинает все делать наоборот. Такое поведение малыша как минимум  шокирует родителей, а в большинстве случаев они не готовы к такому развитию событий:  мамы и папы теряют терпение и проявляют агрессию по отношению к ребенку. Естественно, такая реакция только усугубляет и без того сложное положение вещей. Все это получило название – кризис 3 лет у ребенка.

Как справиться с ситуацией?

Во-первых, не стоит акцентировать внимание на плохом поведении ребенка и насильно перевоспитывать его, но и пускать все на самотек тоже нельзя. Самым мудрым решением в данном случае послужит решение переключать внимание ребенка на игру, общаться с ним на интересные темы. Если малыш достиг истерики, то сделать подобное – нереально, лучше переждать, пока он успокоится. Сохраняйте нейтралитет и твердость, убедительно скажите чаду, что вы с ним поговорите, когда он остынет.

Поведение в кризис 3 лет у ребенка во многом зависит от отношения взрослых к сложившейся ситуации. Исходя из этого, родителям следует всегда оставаться спокойными, какой бы выдержки это не требовало. Самое главное, что нужно твердо усвоить – ребенок должен быть уверен, что вы его любите!

Если ребенок закатал вам истерику в людном месте, необходимо лишить его возможности «выступать перед зрителями». При этом вы должны сохранять спокойствие и объяснить, что крики и истерики не дадут результата.

Если истерика произойдет дома, то нужно сказать ребенку, что вы выслушаете его только тогда, когда он успокоится. И набравшись терпения, выждать, пока наступит этот долгожданный момент.

Намного сложнее, когда упрямство и капризы случаются в общественных местах. Дело в том, что дети – великие манипуляторы и тонко чувствуют, что на публике им все дозволено. Все что от вас зависит – это лишить ребенка зрителей, забрав его в безлюдное место.

Очень важно, чтобы при общении с ребенком меньше звучал отказ с его стороны. (мне показалось это немного задублированной инфой, ты подумай, что лучше)

Старайтесь, чтобы ребенок во всем с вами соглашался. Не корректно построенное предложение может на подсознательном уровне прозвучать как приказ, что вызовет у малыша синдром противоречия. Почувствуйте разницу на примере: «Пойдем одеваться, мы идем гулять» и «Куда ты хочешь, чтобы мы пошли в парк или во двор?». Создавайте иллюзию выбора и тогда в ребенке вы сможете воспитать личность.

Испытание для малыша

Мало кто об этом задумывается, но кризис 3 лет у ребенка – это настоящее испытание для него самого. Стоит отметить, что малыш не понимает причин происходящего с ним, потому очень важна ваша поддержка. Хвалите кроху за его успехи, делайте ему комплименты в присутствии родных. Такие несложные действия позволят подбодрить ребенка, улучшить его самооценку.

Вы должны понимать, что своим поведением ребенок проверяет границы допустимого, смотрит на вашу реакцию, потому будьте спокойными в любой ситуации. Ведь за всеми выходками трехлетнего ребенка стоит необходимость занять свое место.

Признаки кризиса

Распознать кризис трех лет достаточно просто, но родители, которые раньше не сталкивались с подобным явлением, могут узнать его по следующим признакам:

  1. Негативизмэто черта характера, которая выражается нежеланием подчиняться воздействию других людей. Но негативизм может проявляться выборочно. Ребенок может принимать и соглашаться с одним членом семьи и совершенно не воспринимать сказанное другого человека. Главное, что мотивирует его поведение – это сделать все наоборот, ожидаемому с противоположной стороны.
  2. Упрямствореакция ребенка получить что-либо либо настоять на своем желании, вне зависимости от мнения взрослого. На просьбу взрослого ребенок реагирует негативно, потому что не хочет отказываться от своих желаний. Однако, не стоит упрямство путать с настойчивостью при достижении собственных целей.
  3. Строптивостьможно сравнить со своеобразным бунтом против образа жизни, устоев и порядка. Она не направлена против конкретного человека, а скорей против устоявшихся порядков в семье или системе воспитания в целом.
  4. Своеволиеэто желание ребенка все сделать самому. Понятно, что не все ему будет под силу и родителям удобнее самим все сделать, поскольку так удобнее и быстрее. Не нужно лишать ребенка получения радости от самого процесса исполнения. Ребенок будет счастлив от одной только мысли своей самостоятельности. И если даже вы знаете, что ребенку что-то не под силу, похвалите его за его стремительность, чтобы придать ребенку уверенность и поднять его самооценку.
  5. Протест-бунтэто ответная реакция на давление со стороны взрослых. Родители должны понимать, что если постоянно сдерживать деятельность ребенка, считая его поведение неправильным, то эмоции ребенка находят путь освобождения от напряжения в виде бунта и протеста. Ребенку важно, чтобы родители серьезно относились к его самостоятельности. Ребенок начинает протестовать тогда, когда не уважают его мнение или попросту с ним не считаются. Американский психолог Эриксон отмечает, что в возрасте 3 лет у ребенка формируется независимость, воля и самостоятельность.
  6. Обесценивание – состояние, при котором, обесценивается в глазах ребенка то, что было привычным, интересным до этого. Отношение к родителям, игрушкам, окружающим может измениться, как в нейтральную, так и в негативную форму. Ребенок в этот момент хочет, чтобы обратили на него внимание либо попросту ему не хватает активности, возможно его нужно чем-либо занять.
  7. Деспотизм – это попытки ребенка проявлять власть по отношению к близким с целью заставить их делать то, что хочет ребенок в обход желаниям родителей.

Кризис 3 лет у ребенка: причины

Это возраст, когда устанавливается личность ребенка, и все вышеперечисленные признаки являются доказательством тому. Первые три года ребенок очень привязан к матери и на психологическом, и на физическом уровне. Но наступает момент, когда он осознает, что можно, оказывается, влиять каким-то образом на окружающий мир, в частности на взрослых. У малыша появляется уверенность в том, что он уже взрослый и все умеет делать сам. Причем заметьте – не просто делать, но и принимать самостоятельные решения. И когда со стороны его начинают одергивать и воспитывать, образуется тот самый кризис 3 лет, о котором мы говорим.

Классик отечественной психологии Л.С.Выготский в своих работах писал о том, что за всем негативным прячется позитивное начало, которое становится переходом к новой форме. Дети, начиная с этого возраста, учатся устанавливать контакты со взрослыми людьми и со своими ровесниками.

Стоит отметить, что в возрасте 3-х лет на этапе развития дети приобретают положительные качества:

  • Формируется новый уровень самосознания
  • Появляется стремление к самостоятельности
  • Развивается активность и волевые качества
  • Этап перехода на новые отношения со взрослыми, что проявляется в общение и в игре

И во всем этом процессе огромную роль играет положительная оценка родителей. На сколько сильно затронет кризис трех лет ребенка будет зависеть от того, на сколько правильно родители смогут принять новое поведение ребенка и правильно отреагировать.

Также стоит отметить, что кризис 3 лет у ребенка может проявляться без каких-либо негативных особенностей. Если кризис трех лет у ребенка не имеет характерных особенностей или родители ничего не замечают необычного, то мнение по поводу того, что это как-то может влиять на психологическое развитие будет ошибочным. Важно, не то, как проходит кризис трех лет у ребенка, а как в дальнейшем будут формироваться личностные качества малыша. Воля, самостоятельность, гордость за собственные заслуги – это список тех качеств, которые являются признаком правильного психологического развития ребенка в возрасте 3-х лет.

Как вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет

Главным действующим лицом в жизни любого ребенка является мама. И именно от нее, в большей мере зависит дальнейшее поведение и развитие ребенка. На нее возлагается большая ответственность. Мамам нужно понимать, что у ребенка, достигшего возраста 3-х лет, происходит очень важный переход на совершенно новую ступень детства. Заметив изменение в поведении ребенка в худшую сторону, нужно проявить гибкость в воспитании и позволить ребенку стать на эту самую ступеньку самостоятельности.

Ребенок пытается найти слабые черты характера в родителях, чтобы с их помощью отстоять свою независимость. И он, не уставая, будет пробовать и испытывать их терпение, чтобы добиться своей независимости. И совсем не важно, кто перед ним стоит – мама или папа, бабушка или дедушка.

Ребенок всячески будет пытаться найти слабые места в вашем характере, чтобы в будущем воздействовать на вас и отстоять свою независимость. Поэтому то, что ему запрещено он будет по несколько раз в день проверять, так ли это, чтобы узнать точно ли это запрещено или все же можно? И если мама запрещает что-то, а бабушка разрешает, то ребенок будет стараться получить желаемое от того члена семьи, который разрешает ему это. С одной стороны — это проявление хитрость, а с другой стороны – проявление смекалки и злиться на ребенка за это не стоит. Не забывайте и то, что детский «эгоизм» весьма наивен. Ребенок не понимает, почему в данный момент нельзя то, чего он хочет, в этот момент именно родители меняют систему «нельзя-можно» и в данном случае необходимо правильно объяснить это ребенку.

Главное проявить любовь к ребенку, которая поможет в мерах воспитания. И поощрять, и наказывать ребенка нужно с любовью. Малыш должен чувствовать, что его поругали не потому, что он такой плохой, а за какое-то конкретное действие. Маме следует научиться совмещать строгость и ласку. Любой запрет должен быть обоснован, чтобы малыш понимал, что это не ваша прихоть и не приказ. И даже если ребенок сказал вам: «Нет», не стоит негативно реагировать в данном случае. Не забывайте, что вы с недавного времени ребенку многое запрещаете, а он лишь копирует поведение родителей. Поэтому, когда желания ребенка слишком завышены и воплотить их в реальность невозможно, то выход можно найти в ролевой игре.

Пример ролевой игры. Ребенок отказывается кушать обед, хотя мама знает, что он голодный. Не стоит настаивать и упрашивать его. Вместо этого, к сервированному столу нужно пригласить одну из его игрушек и попросить малыша покормить его. Почувствовав себя в роли взрослого, ребенок садится рядом и принимается кормить свою игрушку. Мама, в свою очередь, предлагает попробовать обед, чтобы он не оказался слишком горячим для куклы. И таким образом, незаметно для малыша, съедается вся порция обеда.

Ребенку в этом возрасте будет очень лестно, если ему подарят взрослый подарок, к примеру, шариковую ручку, или попросят его к телефону и т.д.

Вашему малышу пойдет на пользу, если вы с ним будете советоваться. От этого он почувствует себя нужным, а самое главное равным с вами.

Положительные моменты трехлетнего возраста

Стоит отметить, что в трехлетнем периоде есть и свои преимущества: во-первых, малыш стремится к самостоятельности, во-вторых, у крохи формируется новый уровень самопознания, волевые качества, в-третьих, значительно повышается активность ребенка. Также стоит отметить, что малыш трех лет устанавливает более глубокие отношения во время общения.

Родители должны понимать, что кризис трех лет может и не иметь негативных проявлений. Более того, совершенно необязательно, что этот период скажется на психическом развитии малыша. Потому задачей родителей является грамотная реакция на происходящие ситуации.

Чего делать нельзя

  1. Бить ребенка, кричать на него, через силу пытаться заставлять сделать то, что вам нужно. Эти методы еще больше усугубят симптомы кризиса.
  2. Делать то, что ребенок в состоянии выполнить самостоятельно. Особенно, когда ему хочется почувствовать себя взрослым. Однако, не стоит переусердствовать и давать сложные задания. Если ребенок сам смог частично одеть колготки или любимую рубашку, не стоит заставлять и требовать этого каждый день от ребенка.
  3. Долго объяснять ребенку не нужно, все должно быть кратко и по делу! Иначе во всех объяснениях ребенок запутается и так не поймет смысл длительных разговоров.

Даже самого капризного и строптивого ребенка мама может изменить, проявив к нему любовь!