Семейное воспитание ребенка: его типы, характеристика, мнение психологов и диагностика нарушений

1. Типы семейного воспитания

Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать – дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.

Гипопротекция ( гипоопека ) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (Например, мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 3 Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера

Продолжение табл. 3

Окончание табл. 3

Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений «ребенок – взрослый». Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

? сотрудничество;

? псевдосотрудничество;

? изоляция;

? соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.

Тип А. Непринятие ( эмоциональное отвержение ). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики – тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.

? Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.

? Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

? В качестве дисциплинарных мер используются угроза «разлюбить» ребенка и угроза «уйти» из семьи.

? Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

? В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или «плохого» родителя.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Наука семейного сосуществования
Просто сближаться или строить отношения?Пусть первые полгода вашей совместной жизни будут не пробным, а учебным браком, в котором вашим совместным творчеством было бы СТРОИТЕЛЬСТВО СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.Обычно никто ничего не строит:

Вопросник Семейного договора
Представление о будущей семейной жизни есть у каждого, вступающего в брак, но у большинства картины будущей жизни весьма туманны, а, главное, у НЕГО и у НЕЕ существенно различны. Он, предположим, думает так: «Раз ты меня так любишь, то ты, как

Наука семейного сосуществования

Просто сближаться или строить отношения?
Пусть первые полгода вашей совместной жизни будут не пробным, а учебным браком, в котором вашим совместным творчеством было бы СТРОИТЕЛЬСТВО СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.• Обычно никто ничего не строит:

ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ПУТИ

Живая система – семья
Так или иначе, в большей или меньшей степени, вопросы, связанные с семьей, волнуют каждого из нас. Корнями наша жизнь уходит глубоко в семейную историю. В психотерапии есть целое направление, изучающее закономерности

6. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания
В процессе работы с семьей психолога или социального педагога возникает необходимость выявить и проанализировать истинные мотивы, побуждающие родителей реализовывать тот или иной тип поведения по

4. Стиль семейного воспитания
Клинические данные показывают, что основным источником причинности подростковой и юношеской наркомании является семья, создающая предпосылки для формирования у подростка генерализованной неудовлетворенности либо оказавшаяся

СИМВОЛЫ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ
У народа принято широко отмечать серебряную и золотую свадьбы как две знаменательные вехи долгой семейной жизни. А знаете ли вы, что таких вех намного больше? Вот некоторые из них:Зеленой свадьбой называется день вступления в брак — праздник

ПРИЛОЖЕНИЕ 12
МЕТОДИКА АНАЛИЗА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (АСВ)[1]
Правила пользования опросником АСВ. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. После чтения инструкции необходимо убедиться, что опрашиваемые ее правильно поняли.Обработка

Часть I Философия семейного воспитания – педагогика Любви и

Глава 1 О чем спорили и спорят по вопросам семейного воспитания у нас и за рубежом. Мои встречи с Бенджамином Споком
1. Кто защитит ребенка?Минуло много лет с тех пор, как Организация Объединенных Наций приняла «Декларацию прав ребенка» – документ, направленный на защиту

Глава 2 Проблемы народности и культуры семейного воспитания в трудах К. Д. Ушинского
1. Только личность способна воспитать личностьЭта формула принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому
. Против нее и поныне выступают приверженцы макаренковской педагогики. Мне бы

Создание семейного бренда
Результаты конференции Министерства здравоохранения и социального обеспечения в 1989 г. были опубликованы под названием «Identifying Successful Families», авторы Мария Крисан, Кристин Мур и Николас Зилл. 24 сильные стороны характера Мартина Селигмана

Чек-лист для семейного отдыха
Чек-лист Питера Проновоста фигурирует в двух книгах: в работе Атула Гаванде «Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям» (The Checklist Manifesto)[56], и П. Проновоста «Safe Patients, Smart Hospitals». В своих рассуждениях на тему социальных

2.3. Возвращение семейного проклятия
…Как и всегда, это было похоже на чудо
. Обыкновенное, но чудо. Которое случилось на очередном семинаре по психогенетической психотерапии, где на демонстрацию работы с возвратом проблемы вышла довольно симпатичная женщина условно

Опросник для родителей «Типы воспитания детей»
Уважаемый родитель! В предлагаемом опроснике вы найдете ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о тех типах воспитания детей, которые мы описали выше. Все из этих утверждений… носят разные порядковые номера. Эти

УДК 159.923

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1

В. М. Сорокин, Е. Я. Диденко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ТИПОМ РАЗВИТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА РОДИТЕЛЕЙ

Семья оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе ее роль и значение меняются.

Появление в семье ребенка с нарушениями зрения или слуха создает особый психологический климат в жизни всех ее членов. У родителей возникают эмоциональные трудности, психологический стресс, который необходимо преодолевать, так как иначе невозможно решать проблемы воспитания ребенка, а также ряд проблем, связанных с отношением родителей к ребенку и его заболеванию. От характера этого отношения зависит система воспитания и особенности формирования его личности [1].

Нами были обследованы 136 испытуемых: 46 родителей, имеющих детей с нарушениями слуха (11 мужчин и 35 женщин — 1-я группа испытуемых); 50 родителей, имеющих детей с нарушениями зрения (14 мужчин и 36 женщин — 2-я группа испытуемых); 40 родителей, имеющих нормально развивающихся детей (12 мужчин и 38 женщин — 3-я группа испытуемых) — с целью выявления стиля семейного воспитания детей с нарушениями слуха и зрения в зависимости от пола родителя.

В исследовании использовалась методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис), позволяющая определить стилистические характеристики семейного воспитания [2].

В данной работе мы представляем анализ среднегрупповых показателей по шкалам, предложенным в методике.

Показатели шкалы «Г+ и Г-» отражают уровень протекции в процессе воспитания

Наши исследования показывают, что по всем шкалам показатели критического уровня не достигают. При анализе данных по шкале протекции в процессе воспитания видно, что у мужчин показатели гиперпротекции ниже, чем по шкале гипопротекция. Причем у мужчин первой группы гиперпротекция более выражена, чем у представителей второй и третьей групп. У женщин, наоборот, по данной шкале показатели гиперпротекции значительно выше, чем показатели гипопротекции. Матери, воспитывающие детей с нарушениями зрения или слуха, больше опекают своих детей, чем представительницы третьей группы.

Все родители, принявшие участие в исследовании, стараются удовлетворять заявленные потребности своих детей. Наиболее высокие показатели по данной шкале у отцов, воспитывающих детей с нарушениями зрения и нормально развивающихся детей. У матерей данных групп эти показатели несколько ниже. У мужчин и женщин первой группы показатели ниже, чем у представителей второй и третьей групп.

© В. М. Сорокин, Е. Я. Диденко, 2012

В. Петшак, Т. Г. Богданова и Н. В. Мазурова установили, что большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у самих родителей. Слышащие родители, а именно они составили первую экспериментальную группу, не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, как не-слышащие родители при помощи жестов. Данный факт отрицательно сказывается на удовлетворении эмоциональных контактов.

Предъявление требований к ребенку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Прежде всего, речь идет об обязанностях ребенка, заданиях, которые он выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Некоторое количество обязанностей возлагают на детей с нарушениями слуха их отцы, большее — матери первой и второй групп. Причем у мам второй группы эти показатели выше. В семьях нормально развивающихся детей мужчины предъявляют к своим детям требования больше, чем женщины.

В процессе воспитания возникают не только требования-обязанности, но и требования-запреты. Полученные данные говорят о том, что женщины первых двух групп предъявляют своим детям требований-запретов больше, чем мужчины второй группы. Наименьшее количество баллов по данному параметру у мужчин, воспитывающих нормально развивающихся детей. Чем старше дети, тем выше показатели по данной шкале. Они сами определяют круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, решают для себя вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков.

Невыполнение ребенком требований, предъявляемых к нему родителями, влечет за собой определенные санкции (наказания).

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком

(шкала С)

Родители всех трех групп не применяют чрезмерных санкций (тип воспитания «жестокое обращение»). Для них не характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерного реагирования на нарушения поведения.

Отцы детей со зрительной патологией в большей степени проявляют неустойчивый стиль воспитания. Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену его стилей и приемов, переход от очень строгого к либеральному и наоборот — от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Несколько ниже показатели у мужчин первой группы. Женщины в первых двух группах более уверенны в правильности воспитания своих детей, чем в третьей.

Причины негармоничного воспитания различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка.

Авторами используемой методики выделяются причины отклонений в стиле родительского воспитания. Полученные нами результаты говорят о том, что родители детей с нарушениями зрения по всем представленным причинам отклонений в семейном воспитании имеют наибольшее количество баллов.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)

Обусловливаемое нарушение воспитания — повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: нет супруга (смерть, развод) либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Наибольшие показатели по данной шкале отмечаются у женщин, воспитывающих детей с нарушениями зрения, несколько ниже у отцов этих же детей и женщин, воспитывающих детей с нарушениями слуха. В других группах эти показатели значительно ниже.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителей возникает страх перед его самостоятельностью. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Отцы детей с нарушениями зрения стремятся игнорировать взросление детей, стимулируя у них сохранение таких детских качеств как непосредственность, наивность, игривость (шкала ПДК). Для этих родителей подросток все еще «маленький». Некоторые открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. У матерей в данной группе аналогичные показатели несколько ниже. У мужчин и женщин первой и третьей групп показатели по данной шкале приблизительно одинаковы и этот параметр явно не выражен.

В. В. Ткачева указывает на то, что в повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются со множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, с другой — имеют глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка. Воспитательную неуверенность родителя (шкала ВН) можно назвать «слабым местом» личности родителя. В наших исследованиях отмечено, что мужчины и женщины второй группы и женщины третьей неуверенны в воспитании своих детей. Несколько ниже показатели по данной шкале у женщин первой группы. Менее выражена воспитательная неуверенность у мужчин первой и третьей групп.

Дети, рожденные с патологией слухового и зрительного анализаторов, отстают от своих сверстников не только в психическом развитии, но и в физическом. Это связано не только с малой подвижностью этих детей, но и с более частыми соматическими жалобами. Родители детей с сенсорными нарушениями значительное время проводят со своими детьми в учреждениях здравоохранения. Такие дети, особенно с патологией зрительного анализатора, менее самостоятельны в передвижении по городу, организации быта и самообслуживании, что приводит к страху потери ребенка у родителей.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)

«Слабое место» родителей, имеющих такую особенность — повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д. По данной шкале наиболее высоки показатели у родителей

детей с нарушениями зрения. Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности в пространственной ориентировке детей, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. Отцы и матери постоянно тревожатся о том, как их дети самостоятельно смогут преодолевать эту проблему, их показатели по данной шкале выше среднего уровня. Во второй группе родители несколько меньше тревожатся о своих детях, особенно отцы. Родители третьей группы явно отличаются от представителей первых двух наиболее низкими показателями по данной шкале.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)

Обусловливаемые этой особенностью отцов и матерей нарушения воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя».

Наибольшие показатели слабости, неразвитости родительских чувств также имеют родители детей с нарушениями зрения, что значительно отличает их от родителей первой и третьей групп, у которых показатели по данной шкале значительно ниже. Однако при этом у родителей третьей группы показатели по данной шкале выше, чем у родителей первой. Внешне указанная особенность проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам.

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств

(шкала ПНК)

Часто родители видят негативные качества своих детей, свойственные им самим, но не осознают этого, пытаются исправить дочерей и сыновей. Борьба с нежелательным качеством кого-то другого помогает такому родителю верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», то есть плохую, причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознанно борется. Высокие баллы по данной шкале имеют отцы детей, имеющих нарушения зрения. Несколько ниже аналогичные показатели у матерей данной группы. В третьей группе показатели по данной шкале значительно ниже. У отцов и матерей в первой — ниже, чем в третьей группе, что говорит о более адекватном восприятии качеств своего ребенка.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК)

При воспитании детей у каждого родителя формируется свой взгляд на воспитательный процесс и способы его осуществления. Нередко эти взгляды являются причиной конфликта между родителями. Зачастую воспитание превращается в «поле битвы»

конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом мнения родителей чаще всего имеют диаметрально противоположный характер: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу. Наши исследования показывают, что данная причина отклонений в семейном воспитании во второй группе наиболее выражена у мужчин, несколько ниже — у женщин, что значительно отличает их от представителей первой и третьей групп.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств — ПМК и шкала предпочтения женских качеств — ПЖК

Обусловливаемые нарушения воспитания — потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, то есть «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола.

Мужчины в основном, грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться приобрести противоположные качества — быть нежными, деликатными, опрятными, «сдержанными в чувствах». Родители второй группы и женщины первой и третьей предпочитают женские качества в своих детях. У них значительно ниже показатели по шкале ПМК. А мужчины третьей группы в большей степени предпочитают в детях мужские качества.

Выводы

1. Женщины, показывают более высокие результаты по шкале гиперпротекция, а мужчины — по шкале гипопротекция.

2. Отцы детей с нарушениями зрения и нормально развивающих детей стараются больше удовлетворять потребности своих детей, чем матери. Это скорее отражается на удовлетворении материальных потребностей. В группе родителей детей с нарушением слуха матери имеют более высокие показатели по данной шкале, чем отцы.

3. Наибольшее количество требований к своим детям предъявляют матери детей с нарушениями зрения, а наименьшее — отцы нормально развивающихся детей.

4. Запреты необходимы в процессе воспитания. Наибольшие показатели по данной шкале — у отцов нормально развивающихся детей. Меньше всех запретов накладывают отцы слабовидящих детей.

5. Родители считают, что наказания за невыполнение требований не эффективны в процессе воспитания, хотя матери второй группы иногда их применяют.

6. Явно выраженных психологических причин отклонений в семейном воспитании значительно больше у родителей детей с нарушениями зрения.

7. Такие причины отклонений в семейном воспитании как расширение родительских чувств и предпочтение женских качеств в ребенке свойственны матерям первой

группы, а также отцам и матерям второй, ПЖК — матерям третьей группы. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, фобия утраты, предпочтение детских качеств в ребенке характерны для родителей второй группы. Воспитательная неуверенность — для женщин во всех трех группах и мужчин во второй. Вынесение конфликта в сферу воспитания свойственно только отцам второй группы, а предпочтение мужских качеств в ребенке — только отцам третьей группы.

Литература

1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 240 с.

2. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000г. 656 с.

Статья поступила в редакцию 14 ноября 2019 г.