Социализация как процесс: виды и особенности процедуры, схема агентов, личность и этапы

Социализация
личности
 –
это процесс вхождения каждого индивида
в социальную структуру, в результате
которого происходят изменения с самой
структуре общества и в структуре каждой
личности. Это обусловлено социальной
активностью каждого индивида. В результате
данного процесса усваиваются все нормы
каждой группы, проявляется уникальность
каждой группы, индивид усваивает образцы
поведения, ценности и социальные нормы.
Все это крайне необходимо для успешного
функционирования в любом обществе.

Этапы
социализации личности
.

Процесс
социализации личности
 проходит
в своем развитии три основные фазы. 

  • Первая
    фаза заключается в освоении социальных
    ценностей и норм, в результате чего
    личность учиться соответствовать всему
    обществу.

  • Вторая
    фаза заключается в стремлении личности
    к собственной персонализации,
    самоактуализации и определенном
    воздействии на других членов общества.

  • Третья
    фаза заключается в интеграции каждого
    человека в определенную социальную
    группу, где он раскрывает собственные
    свойства и возможности.

Только
последовательное протекание всего
процесса может привести к благополучному
завершению всего процесса.
Сам процесс
социализации включает основные этапы
социализации личности
.
Современная социология способна решать
данные вопросы неоднозначно. Среди
основных стадий можно выделить: дотрудовую
стадию, трудовую стадию, послетрудовую
стадию.
Основные этапы
социализации личности
:

  • Первичная
    социализация — процесс протекает с
    самого рождения до становления самой
    личности;

  • Вторичная
    социализация – на данном этапе происходит
    перестройка личности в период зрелости
    и пребывания в социуме.

Рассмотрим
данный процесс в зависимости от возраста
более подробно на каждом этапе.

  • Детство
    – социализация начинается с самого
    рождения и развивается уже с самой
    ранней стадии развития. Как известно,
    именно в данном возрасте происходит
    формирование личности каждого человека
    практически на 70 %
    . При запаздывании
    данного процесса прослеживаются
    необратимые последствия, поскольку
    именно в детстве закладывается начало
    самой социализации. До 7 лет понимание
    собственного Я проходит наиболее
    естественным образом, чем в более
    старших годах.

  • Подростковый
    возраст – не менее важный социальный
    этап в общем цикле жизни каждого
    отдельного индивида, поскольку на
    протяжении этого этапа происходит
    наибольшее число физиологических
    изменений, начинается половое созревание
    и становление личности. С 13-летнего
    возраста дети стараются брать на себя
    как можно больше обязанностей.

  • Молодость
    (ранняя зрелость) – возраст 16 лет
    считается наиболее опасным и напряженным,
    поскольку теперь каждый индивид
    самостоятельно и сознательно решает
    для себя, в какое общество ему вступить
    и избрать для себя наиболее подходящее
    социальное общество, в котором он будет
    достаточно длительное время пребывать.

  • В
    более старшие годы (примерно в возрасте
    от 18 до 30 лет) основные инстинкты и
    становления социализации перенаправляется
    на работу и собственную любовь. Первые
    представления о самом себе приходят к
    каждому юноше или девушке через трудовой
    опыт, сексуальные отношения и дружбу.
    Неправильное освоение, либо восприятие
    может привести к серьезным необратимым
    последствиям
    . И тогда человек будет
    жить бессознательно до кризиса, который
    наступить в возрасте 30 лет.

Именно
юные годы наиболее активно используются
для становления в собственной жизни и
выбора социального сообщества.

Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация. Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов.

Группы и этапы социализации

В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и после трудовая (пенсионный возраст). Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.

Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей. При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности, которая моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.

После трудовая социализация это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.

Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или полностью отторгнуты.

Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.

Механизмы социализации

  • Идентификация — определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
  • Копирование или подражание — повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
  • Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
  • Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.
  • Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Факторы социализации

Факторы влияющие на процесс социализации разделяются на три типа:

  • Микрофакторы — присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении)
  • Мезофакторы — социализация личности в средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село).
  • Макрофаткоры — принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

Агенты социализации

Исходя из вышесказанного вполне понятно что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения (детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т. д.).

При этом можно выделить агентов первичной социализации (родители, близкие друзья, тренеры, учителя), а также агенты вторичной социализации (представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации).

Виды социализации

Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов:

  • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
  • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
  • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
  • Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
  • Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.

Понятие
и сущность социализации.

Человек
— существо социальное. Будучи частью
социума, человек приобретает определенный
субъективный опыт, который становится
неотъемлемой частью личности
. Сущность
социализации состоит в сочетании
приспособления и обособления человека
в условиях конкретного общества
. Процесс
социализации и адаптации тесно
взаимосвязаны
. Адаптация предполагает
согласование требований и ожидание
социальной среды по отношению к человеку
с его установками и социальным поведением;.
Обособление — процесс автономизации
человека в обществе. Результат этого
процесса — потребность человека иметь
собственные взгляды и наличие таковых
(ценностная автономия), потребность
иметь собственные привязанности
(эмоциональная автономия)
. Таким образом,
обособление — это процесс и результат
становления человеческой индивидуальности.

Этапы
социализации.

В
самом общем виде этапы социализации
можно соотнести с возрастной периодизацией
жизни человека .Человек в процессе
социализации проходит следующие этапы:
младенчество (от рождения до 1 года),
раннее детство (1-3 года), дошкольное
детство (3-6 лет), младший школьный возраст
(6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет),
старший подростковый (12-14 лет), ранний
юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года)
возраста, молодость (23-30 лет), раннюю
зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость
(40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет),
старость (65-70 лет), долгожительство
(свыше 70 лет).

Факторы
социализации.

Социализация
протекает во взаимодействии детей с
огромным количеством разнообразных
условий, более или менее активно влияющих
на их развитие. Эти действующие на
человека условия принято называть
факторами
. Первая — мегафакторы, (мега
— очень большой, всеобщий) — космос,
планета, мир, которые в той или иной мере
через другие группы факторов влияют на
социализацию всех жителей Земли
.

Вторая
— макрофакторы (макро — большой) — страна,
этнос, общество, государство, которые
влияют на социализацию всех живущих в
определенных странах (это влияние
опосредствованно двумя другими группами
факторов)

Третья
— мезафакторы (мезо — средний, промежуточный),
условия социализации больших групп
людей, выделяемых: по местности и типу
поселения, в которых они живут (регион,
село, горд, поселок); Мезофакторы влияют
на социализацию человека как прямо, так
и опосредствованно через четвертую
группу — микрофакторы. К ним относятся
факторы, непосредственно влияющие на
конкретных людей, которые с ними
взаимодействуют, — семья и домашний
очаг, соседство, группы сверстников,
воспитательные организации, различные
общественные государственные, религиозные,
частные организации, микросоциум.

Агенты
социализации.

Важнейшую
роль в том, каким вырастет человек, как
пройдет его становление играют люди, в
непосредственном взаимодействии которых
протекает его жизнь. Их принято называть
агентами социализации. На разных
возрастных этапах состав агентов
специфичен.

Кроме
начальной и продолжительной социализация
бывает первичной и вторичной, агенты и
институты социализации тоже делятся
на первичные и вторичные.

Агенты
первичной социализации — близкие и
дальние родственники семьи, сверстники,
учителя, врачи. Термин «первичная» в
социологии ко всему, что составляет
непосредственное или ближайшее окружение
человека
. Агенты вторичной социализации
— представители аминистраци.Термин
вторичное определяет то, что оказывает
менее значительное воздействие на
человека.

Первичная
социализация наиболее интенсивна в
первой половине жизни человека, хотя
сохраняется (по убывающей) во второй
половине. Напротив вторичная социализация
охватывает вторую половину жизни, когда
человек сталкивается с формальными
организациями.

Агенты
первичной социализации выполняют каждый
множество функций (отец — это одновременно
опекун, воспитатель, администратор,
учитель, друг), а агенты вторичной всего
одну или две. Иначе говоря, ребенок
учится у взрослых, как быть взрослым, а
у ровесников как быть ребенком: уметь
драться, хитрить, дружить, быть справедливым
и т.д
. о. Малая группа ровесников выполняет
важнейшую социальную функцию — облегчает
переход от состояния зависимости к
независимости, от детства к взрослости.
Родители вряд ли смогут научить ребенка,
как быть лидером или добиться господства
над другими..Кроме того, в отличие от
агентов первичной социализации, агенты
вторичной социализации получают деньги
за выполнение своей роли
.

Средства
и механизмы социализации.

Социализация
человека осуществляется широким набором
универсальных средств.. К ним можно
отнести вскармливание младенца и ухода
за ним; формируемые бытовые и гигиенические
умения; методы поощрения и наказания в
семьеКаждое общество, каждая организация,
каждая социальная группа (малая или
большая) вырабатывает в своей истории
набор позитивных и негативных, формальных
и неформальных

санкций
— способов внушений и убеждений,
предписаний и запретов, мер принуждения
и давления.С помощью этих мер и способов
поведение человека и целых групп людей
приводится в соответствие с принятыми
в данной культуре образцами, нормами,
ценностями.

Социализация
человека во взаимодействии с различными
факторами и агентами происходит с
помощью ряда, условно говоря, «механизмов».
Существуют различные подходы к
рассмотрению «механизмов» социализации.
Так французский социальный

психолог
Габриэль Тард считал основным подражание.
Американский ученый Ури Бронфенбренер
механизмом социализации считает
прогрессивную взаимную аккомодацию
(приспособляемость) между активным
растущим человеческим существом и
изменяющимися условиями, в которых он
живет, а А.В.Петровский закономерную
смену фаз адаптации, индивидуализации
и интеграции в процессе развития
личности. Обобщая имеющиеся данные А.В.
Мудрик с точки зрения педагогики выделяет
несколько универсальных механизмов
социализации, которые необходимо
учитывать и частично использовать в
процессе воспитания человека на разных
возрастных этапах
.

К
механизмам социализации можно отнести
следующие.

Традиционный
механизм социализации представляет
собой усвоение человеком норм, эталонов
поведения, взглядов, стереотипов, которые
характерны для его семьи и ближайшего
окружения. Это усвоение происходит, как
правило, на неосознанном уровне с помощью
запечатления, некритического восприятия
господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации,
функционирует в процессе взаимодействия
человека с институтами общества .В
процессе взаимодействия человека с
различными институтами и организациями
происходит нарастающее накопление им
соответствующих знаний и опыта
социально0одобряемого поведения, а так
же опыта имитации социально одобряемого
поведения и конфликтного и бесконфликтного
выполнения социальных норм
.

Стилизованный
механизм социализации действует в
рамках определенной субкультуры. Под
субкультурой понимается комплекс
морально-психологических черт и
поведенческих проявлений, типичных для
людей определенного возраста или
определенного профессионального или
культурного слоя, который в целом создает
определнный стиль поведения и мышления
той или иной возрастной, профессиональной
или социальной группы.

Межличностный
механизм социализации функционирует
в процессе взаимодействия человека с
субъективно знгачимыми для него лицами.
Но нередки случаи, когда общение со
значимыми людьми в группах или организациях
может оказывать на человека влияние не
идентичное тому, какое оказывает на
него сама группа или организация.

Социализация
человека, а особенно детей, подростков,
юношей, происходит с помощью всех
названных механизмов. Однако у различных
половозрастных и социально-культурных
групп, у конкретных людей соотношение
роли механизмов социализации различно.

Исходя
из вышеизложенного, можно сказать, что
личность — это результат социального
становления индивида путем преодоления
трудностей и накопления жизненного
опыта.. Решающую роль играет социальная
среда, в которую попадает человек после
рождения. Личность — это единство
индивидуальных способностей и выполняемых
социальных функций человека, особое
качество, приобретаемое индивидом
благодаря общественным отношениям.
Следовательно, между развитием личности
и обществом существует прямая зависимость.

В
научный обиход последних лет вошел
термин «социальное воспитание»,
осуществляемое в связи с потребностью
общества. В широком смысле слова
социальное воспитание включает в себя
все виды воспитания (нравственное,
трудовое, физическое и др.)
. Главная цель
социального воспитания заключается в
формировании человека, готового к
выполнению общественных функций
труженика и гражданина.

Социальное
воспитание – это планомерное создание
условий для относительно целенаправленного
развития человека в процессе его
социализации.

Социальное
воспитание организуется в семье, детских
сообществах и школе.

В
связи с тем, что социальное воспитание
рассматривается как относительно
управляемый процесс, можно выделить
ряд требований, предъявляемых к его
организации. В научной литературе
существуют разные подходы к определению
системы принципов: (В
. И. Загвязинский
и др.)

Принцип
природосообразности означает построение
социального воспитания на основе
научного понимания взаимосвязи
естественных природных и социальных
процессов в соответствии с полом и
возрастом человека.

Принцип
культуросообразности – организация
социального воспитания в соответствии
с ценностями и нормами тех или иных
национальных культур и специфическими
особенностями, присущими традициям
регионов, не противоречащих общечеловеческим
ценностям.

Принцип
центрации социального воспитания на
развитие личности — воспитание должно
быть направлено на помощь в социальном
становлении, в создании условий для
развития личности, исходя из ее приоритета
перед группой и коллективом.

Принцип
дополнительности предполагает подход
к социальному развитию человека как к
совокупности взаимодополняющих процессов
– природного, культурного, социального
и др., изучение и выявление взаимодополняющих
факторов, влияющих на человека.

Понятие социализации

Данная статья посвящена вопросу социализации и ее агентов, поэтому в первую очередь разберемся в том, что же кроется под понятием социализации.

Определение 1

Социализация определяется как усвоение и овладение человеком общественных ценностей, социальных норм, существующих установок, правил поведения и т.д.

Сущность процесса социализации кроется в трансформации биологического начала человека в социальное, и ее результатом является формирование личности.

Этапы социализации

Социализация длится на протяжении всей жизни человека, а потому принято выделять несколько ее этапов, которые, как правило, связаны с возрастными периодами развития человека:

  • детство
  • подростковый возраст или юность
  • зрелость
  • старость

На эти периоды приходится первичная и вторичная социализация.

Первичная социализация характерна для детства и юности, когда происходит формирование собственного «Я» и личности человека, данный период начинается от рождения человека и заканчивается в зрелом возрасте.

Вторичная социализация характеризуется самореализацией человека, осознанным выбором человека спутника жизни, профессии, окружения и т.д. На данный этап приходится аккумулирование и передача накопленного опыта.

Агенты социализации

Как мы можем наблюдать, и первичная, и вторичная социализация проходит в тесном взаимодействии с обществом и посредством общественных механизмов – агентов социализации.

Определение 2

Агенты социализации – это окружение человека, которое влияет на усвоение им социальных норм, общественных правил и ценностей.

Первичной и вторичной социализации соответствуют агенты также первичные и вторичные.

Определение 3

Первичные агенты социализации – это близкое окружение человека, которое непосредственно влияет на него.

Сюда мы можем отнести:

  • семью,
  • школу,
  • СМИ,
  • Интернет,
  • тренеров и одноклассников,
  • учителей и руководителей кружков.

Рассмотрим основных агентов первичной социализации более подробно.

Семья является одним из первых агентов социализации, с которым сталкивается человек. В семье человек приобретает имя и основные навыки взаимодействия с обществом, формирует свои представления о семье и о своей роли в этой семье и обществе в целом, поэтому семья может как помочь социализироваться, так и наоборот.

Если семья гармонична, социальный статус семьи и культурный уровень достаточен для успешной социализации.
Неблагополучие семьи ведет к сложностям протекания процесса социализации, формировании неверных представлений о правилах поведения в обществе, отвержении социальных норм и т.д.

Еще одним мощным агентом социализации является школа.

В школе процесс усвоения знаний, правил поведения и норм носит целенаправленный характер. Учителя закладывают знания об обществе и способах взаимодействия с ним, а также здесь человек учится выстраивать социальные отношения с учителем и одноклассниками.

В школе человек оказывается под воздействием сразу нескольких агентов социализации – учителя и сверстников. Ребенок в школе учится объединяться в группы и взаимодействовать там, находить решение, проигрывать различные социальные роли.

Следующий первичный агент социализации – сверстники и друзья.
Данный агент социализации отличается от школы неформальностью отношений, а, значит, возможностью изменения правил поведения в дружеской компании. В компании сверстников и друзей ребенок находит понимание независимо от того, как он усвоил и соблюдает общественные нормы. В подростковый период друзья оказывают значительное влияние на человека, конкурируя по степени влияния с семьей, поэтому крайне важно, чтобы в этот период социализации человек находился в благоприятной дружеской компании, которая будет способствовать усвоению и закреплению усвоенных социальных норм и ценностей.

В настоящий момент возросло влияние Интернет сети и СМИ как первичных агентов социализации.

Интернет дает человеку дополнительную свободу самовыражения, а также, посредством виртуальных игр, позволяет ребенку примерить на себя определенные социальные роли. К сожалению, велико число игр с элементами жестокости и насилия, что негативным образом влияет на психическое здоровье формирующейся личности подростка.

Определение 4

Агенты вторичной социализации – это люди и учреждения, которые связаны формально-деловыми отношениями, оказывающие влияние на человека.

К числу агентов вторичной социализации можно отнести:

  • представителей образовательных учреждений,
  • армию и государство,
  • средства массовой информации,
  • представителей власти,
  • партии и т.д.

Если агенты первичной социализации оказывают влияние на уровне межличностных отношений, то прерогативой агентов вторичной социализации являются социальные отношения, поэтому взаимодействия со вторичными агентами социализации менее продолжительны по времени, чем с первичными, а также реже происходят.

Замечание 1

Следует также отметить, что агенты вторичной социализации выполняют строго определенные функции социализации, что вызвано их формализованностью.

Рассмотрим более подробно некоторых агентов вторичной социализации.

Наибольшее значение в нашей жизни в настоящее время можно отвести СМИ, не зря их называют «четвертой ветвью власти». СМИ в короткие сроки способны сформировать определенные общественные ценности, подорвав прежние устои. В современном мире средства массовой информации способны творить революцию. Кинофильмы, радио и телепередачи формируют у нас образы семьи, модели поведения в тех или иных социальных группах.

Поскольку значительный период вторичной социализации приходится на период профессиональной деятельности человека, то следует отметить в этот период работодателя и коллег как агентов. Работодатель как агент социализации имеет мощный инструмент влияния – власть. Коллеги в период профессиональной деятельности также оказывают существенное влияние, поскольку человек вступает в частые взаимодействия с ними, реализуя себя как профессионал.