Техника выполнения прыжка в длину с места, с разбега и тройного прыжка

Тройной
прыжок с разбега представляет собой
сложное лег­коатлетическое упражнение.
Он состоит из трех последовательно
выполняемых прыжков, первый из которых
носит название «ска­чок», второй —
«шаг» и третий — «прыжок». В «скачке»
и «шаге» отталкивание выполняется одной
и той же ногой, в «прыжке» — другой.
Таким образом, прыгун тройным должен
обладать не только высокой скоростью
разбега и хорошей прыгучестью, но и
значительной силой ног. Этим во многом
определяется специфи­ческий характер
тренировки в тройном прыжке и те
физические особенности, которыми должен
обладать спортсмен, желающий достигнуть
высоких результатов в этом виде легкой
атлетики.

Обычно
прыгун тройным — это рослый и легкий
спортсмен, обладающий достаточно высокой
скоростью в спринтерском бе­ге и
хорошими результатами в прыжках в длину.

При
обучении детей тройному прыжку нужно
иметь в виду, что этот вид легкой атлетики
предъявляет высокие требования к
опорно-двигательному аппарату, и поэтому
подготовку следует начинать лишь с
мальчиками 13—14 лет, занимаясь первое
вре­мя освоением элементов тройного
прыжка.

Тройной
прыжок появился в Ирландии во второй
половине XIX в Продолжительное время
ирландцы доминировали в этом виде легкой
атлетики.

В
середине 60-х годов советскими тренерами,
во главе с Н. Озолиным, была создана
рациональная техника прыжка с высокими
траекториями, поздней сменой ног в
«скачке», высоким замахом бедра и
активной постановкой ноги на грунт
«загребаю­щим» движением
. Соответственно
с этим была разработана и прогрессивная
методика тренировки, уделяющая большое
вни­мание как скоростной, так и
специальной прыжковой подготовке
спортсменов.

Техника тройного прыжка

Так
же как и в прыжках в длину, результат в
тройном прыж­ке зависит от горизонтальной
скорости, полученной в разбеге, и от
вертикальной скорости отталкивания.
Однако здесь успех прыж­ка зависит
от правильного выполнения его элементов
и опти­мального сочетания длины трех
прыжков. Обычно углы вылета в тройном
прыжке равняются в «скачке» 16—18°, в
«шаге» — 12—15° и в «прыжке» — 16—20°.
Современные прыгуны тройным придерживаются
варианта сочетания длины трех прыжков,
при котором самым длинным бы­вает
«скачок», самым коротким «шаг» и средним
по длине — «прыжок» (рис
. 37).

У
спортсменов, не обладающих достаточно
высоким уровнем скоростно-силовой
подготовленности, длина прыжков обычно
идет по нисходящей кривой. По данным В.
Креера, лучше всего при­держиваться
следующего процентного соотношения в
тройном прыжке: «скачок» — 38 %, «шаг» —
29,5 % и «прыжок» — 32,5 % (для прыгунов с
выраженными силовыми качествами).

Рисунок
37.

Разбег
выполняется так же, как и в прыжках в
длину, и рав­няется 18—22 шагам. По
данным В. Попова и В. Креера, зависи­мость
длины разбега от скорости спринтерского
бега может быть следующей: при беге на
100 м за 12,0 разбег составит 16 беговых
шагов; при 11,5 — 18 беговых шагов; при 11,0
и лучше — 20 бего­вых шагов (38—42 м).
Скорость в разбеге постепенно
увеличива­ется
. Последние 6 шагов
выполняются несколько в ином ритме, что
объясняется нецелесообразностью
совершать «скачок» макси­мальной
длины.

В
отличие от прыжков в длину прыгун не
подседает в предпос­леднем шаге и
почти не изменяет структуры последних
шагов, от­талкиваясь под более острым
углом и совершая «скачок» по бо­лее
низкой траектории. Последний шаг разбега
лишь на несколь­ко сантиметров короче
предыдущего
. Туловище наклонено вперед
несколько больше, чем в прыжках в длину.
Нога становится на брусок на всю стопу
быстрым движением, близко к проекции
ОЦТ тела.

«Скачок»
выполняется толчком сильнейшей ноги.
Угол оттал­кивания 60—68°, угол вылета
16—18°, т. е. значительно меньше, чем в
прыжке в длину. Увеличение угла вылета
привело бы к по­тере горизонтальной
скорости, а высокая траектория полета
уве­личила бы нагрузку на опорную
ногу во время приземления, от­рицательно
сказавшись на длине последующих прыжков.

Совершив
отталкивание, прыгун принимает положение
широ­кого «шага», но с большим наклоном
туловища, чем в прыжках в длину. Возможно
дольше задержавшись в «шаге», спортсмен
ес­тественным «беговым» движением
меняет положение ног, отводя маховую
ногу назад и вынося толчковую вперед.
Бедро толчковой ноги выносится
вперед-вверх, делая своеобразный замах,
затем нога загребающим движением
опускается вниз и ставится на грунт с
передней части стопы ближе к проекции
ОЦТ тела, что способствует сохранению
горизонтальной скорости и выполнению
«шага». С момента вертикали начинается
отталкивание
. Руки двигаются так же,
как и при беге, но по более широкой
амплиту­де
. Возможна и одновременная
работа рук
. Все движения в «скач­ке»
выполняются с большой скоростью.
Спортсмен старается по возможности
сохранить горизонтальную скорость,
полученную в разбеге.

«Шаг».
Отталкивание при переходе от «скачка»
к «шагу» вы­полняется ногой, лишь
незначительно согнутой в коленном и
та­зобедренном суставах. Угол вылета
в «шаге» меньше, чем в «скачке», и
составляет примерно 12—15°
. Прыгун снова
принимает положение широкого «шага».
Туло­вище незначительно наклонено
вперед. Спортсмен старается про­лететь
в положении «шага» возможно дольше.
Начавшееся в кон­це полета сведение
бедер заканчивается быстрым опусканием
маховой ноги вниз-назад и постановкой
ее для толчка на всю сто­пу загребающим
движением
. Полусогнутые руки дугообразным
движением отводятся назад
. Вместе с
отталкиванием толчковая нога и руки
активным движением выносятся вверх-вперед.

«Прыжок»
— последняя часть тройного прыжка, и
поэтому он выполняется по более высокой
траектории (угол вылета увели­чивается
до 16—20°). Поскольку отталкивание
осуществляется слабейшей ногой, особое
значение в «прыжке» приобретают ак­тивные
маховые движения руками и толчковой
ногой. После вы­лета в «шаге» спортсмен
применяет один из трех способов поле­та:
«согнувшись», «ножницы» или «прогнувшись».
Приземление совершается так же, как и
в прыжках в длину.

Прыжки в длину практиковали ещё в античные времена, чтобы подготовить воинов к преодолению препятствий вроде ручьёв и оврагов. Для выполнения так называемых горизонтальных прыжков спортсмену требуются не только сила, скорость и прыгучесть, но и знание техники. Научиться прыгать правильно и далеко начинающим спортсменам поможет эта статья.

Элементы прыжка в длину с места

Прыжки с места, как правило, не выступают самостоятельной частью соревнований, но широко используются в тренировках спортсменов и на уроках физкультуры в школах.

Перед осуществлением упражнения настоятельно рекомендуется разогреть тело. Техника выполнения прыжков в длину с места состоит из 4 элементов. Изучать их рекомендуется по отдельности, а после объединить в единое, непрерывное движение:

  • Подготовка. Спортсмен должен стать в стартовую позицию: ноги должны быть расставлены на ширине плеч, стопы расположены параллельно друг другу. Затем требуется вытянуть все тело вверх: поднять руки, подняться на носки и прогнуться в спине. После этого нужно вновь опуститься на всю стопу, согнуть колени, одновременно опуская руки и заводя их назад. Корпус наклонен вперёд.
  • Отталкивание. Силу направляют в ноги, при этом распрямляя их. Руки выкидывают вперёд, чтобы увеличить инерцию. Происходит отталкивание от поверхности.
  • Полет. В первый момент полёта тело атлета должно быть прямым начиная с поднятых рук и заканчивая вытянутыми носками. Затем необходимо подтянуть колени на высоту груди, не сгибая их. Непосредственно перед приземлением руки опускают.
  • Приземление. Во время приземления ноги сгибают, чтобы обеспечить «мягкую посадку» и не повредить суставы. Руки вновь поднимают перед собой, для сохранения равновесия.

Техника прыжка в длину с разбега

Эта дисциплина входит в легкоатлетическую программу Олимпийских игр. Ее техника выполнения более вариабельна и разделяется на 4 фазы.

Профессиональный разбег

Расстояние для разбега каждый спортсмен выбирает сам, в зависимости от особенностей его тела и техники. Профессионалы, как правило, делают во время спринта 20−22 шага, а новички — 12−19. Важно не только разогнаться до максимальной скорости, но и попасть определённой ногой на доску отталкивания.

Скорость бега нужно увеличивать постепенно. Не стоит частить, но нужно делать широкие шаги. Корпус должен оставаться в вертикальном положении. Особенно важны последние 2 шага, так как от них зависит скорость и дальность полёта.

Способ отталкивания

Способ отталкивания зависит от спортсмена, но классический выполняется следующим образом. Спортсмен ставит всю стопу на доску отталкивания гребущим движением. Затем он должен выкинуть ногу вперёд, словно делая ещё один шаг. Рука со стороны толчковой ноги при этом тоже делает взмах вперёд, увеличивая амплитуду прыжка. Другая рука отведена вбок.

Профессиональные атлеты полностью отводят выпрямленную руку со стороны маховой ноги за спину. Есть также вид отталкивания, когда прыгун взмахивает обеими руками в направлении прыжка, что увеличивает его скорость.

Качественный полет

Цель этой фазы — продлить прыжок как можно дольше. Выделяют 3 основные техники. Какую из них выбрать, спортсмен решает сам исходя из своих предпочтений:

  • «В шаге». Это наиболее лёгкий способ, распространённый среди любителей. После отталкивания спортсмен выпрямляет обе ноги горизонтально. Несмотря на примитивность этого вида прыжка, его успешно используют и профессионалы.
  • «Прогнувшись». Исполняя эту технику, атлет должен прогнуть поясницу. Этот способ пользуется особой популярностью среди женщин-спортсменок.
  • «Ножницы». Самая сложная техника, которую часто используют лучшие прыгуны-мужчины. Как ясно из названия, в прыжке спортсмен продолжает движения ногами по аналогии с ножницами.

Удачное приземление

Во время приземления атлету важно сохранить баланс. Длина прыжка будет замеряться от доски отталкивания до самого ближнего следа. Поэтому, если спортсмен повалится назад, его результат будет уменьшен.

Выполнение тройного прыжка

Тройной прыжок по технике выполнения похож на прыжок в длину с разбега и тоже является частью олимпийской программы с года учреждения игр. Состоит он из таких элементов:

  • Разбег. Спортсмен развивает максимальную скорость бега.
  • Скачок. Атлет отталкивается одной ногой от доски отталкивания. В полете он перемещает маховую ногу назад, а толчковую — вперёд, и приземляется на ту же ногу, с которой прыгнул, делая ею гребущее движение.
  • Шаг. Относительно короткая фаза, когда прыгун резко выбрасывает согнутую в колене маховую ногу вперёд и приземляется на ногу, противоположную той, с которой начался прыжок.
  • Прыжок. Самая далёкая часть прыжка. Соответствует фазе полёта.
  • Приземление. Спортсмен приземляется на обе согнутые ноги, выставив руки перед собой.

Нормативы прыжков в длину

Согласно всероссийской спортивной программе «Готов к труду и обороне» (ГТО), для того чтобы получить золотой значок в дисциплине прыжки в длину с места, нужно выполнить следующие нормативы, указанные в сантиметрах.

Мальчики и мужчины:

  • 6−8 лет: 140;
  • 9−10 лет: 160;
  • 11−12 лет: 175;
  • 13−15 лет: 200;
  • 16−17 лет: 230;
  • 18−24 лет: 240;
  • 25−29 лет: 240;
  • 30−34 лет: 235;
  • 35−39 лет: 225.

Для девочек и женщин:

  • 6−8 лет: 135;
  • 9−10 лет: 165;
  • 11−12 лет: 165;
  • 13−15 лет: 175;
  • 16−17 лет: 185;
  • 18−24 лет: 195;
  • 25−29 лет: 190;
  • 30−34 лет: 185;
  • 35−39 лет: 180.

По той же программе для прыжков с разбега предусмотрены нижеизложенные нормативы.

Мальчики и мужчины:

  • 9−10 лет: 290;
  • 11−12 лет: 330;
  • 13−15 лет: 390;
  • 16−17 лет: 440;
  • 18−24 лет: 430.

Девочки и женщины:

  • 9−10 лет: 260;
  • 11−12 лет: 300;
  • 13−15 лет: 330;
  • 16−17 лет: 360;
  • 18−24 лет: 320.

Мировые рекорды

Последний зарегистрированный рекорд в прыжках с места принадлежит американцу Рею Юри. Он установил показатель в 348 см на Олимпийских играх 2019 г., проходивших в США. Неизвестно, сколько раз с тех пор было преодолено это число, но на сегодняшний день самый длинный прыжок с места зафиксирован китайцем Чэнь Хси Пин, который установил этот рекорд в 2019 г. в Пекине — столице Китая.

В горизонтальных прыжках с разбега никто ещё не превзошёл американского спортсмена Майка Пауэлла. Звание лучшего прыгуна в длину он завоевал на чемпионате мира по лёгкой атлетике 2019 г., которые проходили в Токио (Япония), где мужчина прыгнул на расстояние 895 см.

Среди женщин аналогичное положение занимает атлетка из СССР Галина Чистякова. Она установила мировой рекорд в 2019 г., в городе Ленинграде. Её показатель составляет 752 см.

Официальные мировые рекорды по тройным прыжкам среди мужчин и женщин были установлены в 2019 г. на мировом чемпионате для легкоатлетов, который проводился в шведском городе Гётеборге. Англичанин Джонатан Эдвардс поставил планку в 2019 см, а украинская спортсменка Инесса Кравец совершила прыжок на 2019 см.

В том же году на Кубке Европы Джонатан Эдвардс сделал тройной прыжок на расстояние 2019 см. Однако, эта рекордная цифра не была засчитана из-за сильного попутного ветра.

Стоит также отметить рекордсменов-юниоров. Лучший прыжок в длину с разбега выполнил российский спортсмен Сергей Моргунов. Он выиграл чемпионат мира среди юниоров, проходивший в Чебоксарах, с результатом 835 см. Среди юниорок первое место по этой дисциплине принадлежит немке Хайке Дрехслер, которая на чемпионате мира 2019 г. в столице Финляндии Хельсинки прыгнула на 727 см. Позднее она улучшила свой личный рекорд до 748 см.

Среди юниоров рекорд в тройных прыжках поставил немец Фолькер Май в 2019 г., в городе Эрфурте (Германия). Его показатель составил 2019 см. Среди девушек рекорд принадлежит болгарке Терезе Мариновой. В 2019 г. на чемпионате мира в Сиднее (Австралия) она прыгнула на длину 2019 см. Её личный рекорд на данный момент составляет 2019 см.

Прыжки в длину и в высоту — одна из наиболее популярных дисциплин легкой атлетики. Обучение прыжкам можно начинать в возрасте 8−10 лет, при наличии базового уровня общей физической подготовки и хорошего состояния здоровья. Сначала в секцию принимаются все желающие, но со временем тренер оставляет только тех, кто демонстрирует выдающиеся результаты. Для прыгуна важен каждый сантиметр, поэтому тренировки — это упорная работа.

Чтобы улучшить достигнутые результаты, порой требуются месяцы интенсивных занятий. Но затраченные усилия непременно окупятся. Перспективные прыгуны уже в подростковом возрасте становятся участниками соревнований регионального, федерального и международного уровня. Даже если ребенок не станет профессиональным спортсменом, занятия прыжками — один из лучших способов стать стройным и подтянутым, развить быструю реакцию, стать ловким, смелым и дисциплинированным.

Особенности обучения прыжкам в длину

Техника прыжков с места значительно отличается от выполнения прыжков с разбега. Чтобы прыгать красиво и правильно, требуется:

  • Иметь хорошую координацию движений.
  • Уметь правильно падать, чтобы избежать травм.
  • Быть выносливым.
  • Иметь крепкую мускулатуру рук и ног.

Для того чтобы начать обучение, ребенку младшего школьного возраста понадобится удобный спортивный костюм (его стоимость в среднем составляет 520 рублей), а также абонемент в спортивную школу. Обычно занятие в детско-юношеской спортивной школе строится по следующему принципу: сначала ученики под руководством тренера выполняют легкую подготовительную разминку, а потом по очереди начинают прыгать в длину.

Чтобы научиться делать это грамотно и с хорошим результатом, требуется как минимум несколько месяцев регулярных занятий. Однако, некоторые одаренные юные легкоатлеты начинают прыгать далеко и устанавливать личные рекорды уже через два месяца после начала обучения.

Рекомендации по технике

Во время обучения задача грамотного тренера — объяснить ученикам, что стремление прыгнуть как можно дальше не должно стать самоцелью. Невозможно совершить красивый и длинный прыжок, не обладая базовыми техническими навыками. Также нужно уметь правильно приземляться и группироваться о время приземления для того, чтобы избежать серьезных травм: открытых и закрытых переломов, растяжений мышц и связок.

После каждого занятия тренер подводит итоги, отмечая наиболее способных учеников и по возможности поощряя и подбадривая тех, кто не показал выдающихся результатов. Также в конце занятия тренер говорит каждому ученику о его ошибках, например, учит не «частить» руками и ногами во время полета. С теми, кто пока еще плохо владеет своим телом, но настроен серьезно заниматься, проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Для того чтобы достичь успеха, тренер должен владеть разными способами объяснения материала: как показом, так и рассказом. По итогам каждого занятия все результаты прыжков замеряются и заносятся в специальный журнал.

Основные ошибки начинающих спортсменов

Техника выполнения прыжков в длину с места предполагает идеальную координацию движений, а также быструю реакцию. Если внимательно изучить специализированную литературу, можно выявить основные ошибки новичков.

Однако, практика показывает, что эти ошибки совершают не только ученики спортивных школ первого — второго года обучения, но и более опытные девушки (юноши). В связи с этим для тренера важно сразу научить своих воспитанников прыгать правильно, потому что переучиваться потом бывает очень сложно. Вот наиболее распространенные ошибки, которых желательно избегать:

  • Несогласованные движения рук и ног.
  • Длинный промежуток между отталкиванием и полетом. Взлет должен быть стремительным.
  • Частые несогласованные и непроизвольные взмахи верхних и нижних конечностей во время фазы полета. На профессиональном языке тренеры называют это «частить руками и ногами».
  • Жесткое приземление без группировки: спортсмен падает «мешком» вместо того, чтобы сгруппироваться и мягко коснуться земли. Это приводит к спортивным травмам.

Также нужно иметь в виду, что должны обязательно присутствовать все четыре фазы прыжка:

  • Подготовка.
  • Отталкивание.
  • Полет.
  • Приземление.

Кульминацией является полет. Но, если спортсмен не подготовился к прыжку, то есть первая фаза была пропущена, далекого полета можно не ждать.

Поэтому для того чтобы увеличить дальность прыжка, необходимо прежде всего до автоматизма отработать все четыре фазы, которые должны следовать одна за другой, без перерыва. Для этого выполняются специальные упражнения, направленные на развитие быстрой реакции и быстрого переключения от одного движения к другому.

Для детей младшего школьного возраста в обучении активно используются подвижные игры с элементами прыжков. Также хорошо развивают реакцию подвижные игры с мячом. Особенно полезно будущим прыгунам играть в баскетбол, так как эта спортивная игра развивает прыгучесть и координацию движений.

Критерии успешности прыжка в длину с места

Какой прыжок является образцовым? Нормативы прыжков в длину с места меняются каждый год, и тренер должен быть в курсе этих изменений. Изменения в нормативах связаны с тем, что каждое последующее поколение детей имеет физические параметры, отличные от предыдущего поколения (например, имеет место такое явление, как акселерация — ускорение роста и прибавки в весе).

Нормативы, которые подходили для учеников спортивных школ всего несколько лет назад, могут показаться слишком легкими для современных юношей и девушек. То же самое касается и других спортивных дисциплин легкой атлетики. Существует несколько видов прыжков (в длину, в высоту, тройной прыжок, прыжок с шестом), но критерии успешности выполнения у них примерно одинаковы. Они приводятся ниже:

  • Техническая правильность выполнения всех элементов прыжка.
  • Присутствие всех основных фаз.
  • Дальность конкретного прыжка.
  • Оценка конкретного результата в сравнении с предыдущими результатами (немного лучше или немного хуже, значительно лучше или значительно хуже, примерно так же). В этом контексте можно использовать понятие «личный рекорд» — результат, который значительно превосходит все результаты конкретного спортсмена и при этом демонстрируется в первый раз.

Сколько тренеров, столько и мнений. Есть специалисты, которые настроены на самые высокие результаты, но при этом не обращают внимания на то, насколько правильно выполняется упражнение. Но есть и другие тренеры, которые скрупулезно отрабатывают технику, не заостряя внимание на высоких результатах. Второй подход представляется наиболее перспективным, особенно в том случае, если речь идет о прыжках с дополнительной фазой разбега (например, знаменитый тройной прыжок).

Особенности выполнения тройного прыжка

Техника прыжка в длину с разбега отличается от выполнения прыжков в длину с места наличием фазы разбега. Разбег разделяется на три этапа: спортсмен совершает три быстрых широких шага, напоминающих бег или прыжок, и лишь затем взлетает. Благодаря разбегу значительно увеличивается дальность прыжка и его зрелищность.

Тройные прыжки неизменно, из года в год входят в программу летних Олимпийских игр, национальных чемпионатов и чемпионата мира по легкой атлетике. Во время обучения тройному прыжку особое внимание уделяется правильности и быстроте разбега, а также мягкости приземления. Падать на землю «мешком» после прыжка с разбегом гораздо больнее и опаснее, чем также падать после прыжка с места, поэтому тренер должен обязательно проводить отдельные занятия, посвященные группировке перед падением.

Если ребенок младшего школьного возраста охотно играет в подвижные игры, а также отличается прыгучестью, ловкостью, быстрой реакцией, родители вполне могут отдать его изучать прыжки в длину. Занятия помогут ученику реализовать свои природные способности и максимально развить их под чутким руководством грамотного педагога.

Прыжок
в длину

— это простое и естественное физическое
уп­ражнение, имеющее большое прикладное
значение. Главную роль в прыжках в длину
играет быстрый и стабильный разбег,
умение точно попадать на брусок и мощно
отталкиваться, сохранять рав­новесие
в полете и рационально приземляться
. В
отличие от прыжков в высоту, в прыжках
в длину движения спортсмена в фазе
полета имеют второстепенное значение,
так как не влияют на дальность полета,
а лишь помогают сохранить равновесие
и подготовиться к приземлению.

Техника прыжков в длину с места

Прыжки
с места применяются в основном в качестве
трениро­вок, хотя и проводят соревнования
по прыжкам с места и трой­ному прыжку
с места. Прыжок в высоту с места проводят
как контрольное испытание для определения
прыгучести и силы ног.

Прыжок
в длину с места. Техника прыжка с места
делится на:


подготовку к отталкиванию;


отталкивание;


полет;


приземление (рис.28).

Рисунок
28.

Подготовка
к отталкиванию: спортсмен подходит к
линии от­талкивания, стопы ставятся
на ширину плеч или чуть уже шири­ны
плеч, затем спортсмен поднимает руки
вверх чуть назад, од­новременно
прогибаясь в пояснице и поднимаясь на
носки. После этого плавно, но достаточно
быстро опускает руки вниз — назад,
одновременно опускается на всю стопу,
сгибает ноги в коленных и тазобедренных
суставах, наклоняясь вперед так, чтобы
плечи были впереди стоп, а тазобедренный
сустав находился над нос­ками.

Руки,
отведенные назад, слегка согнуты в
локтевых суставах. Не задерживаясь в
этом положении, спортсмен переходит к
от­талкиванию.

Отталкивание
важно начинать в момент, когда тело
прыгуна еще опускается по инерции вниз,
т. е. тело движется вниз, но уже начинается
разгибание в тазобедренных суставах,
при этом руки активно и быстро выносятся
вперед чуть вверх по направлению прыжка.

Далее
происходит разгибание в коленных
суставах и сгибание в голеностопных
суставах. Завершается отталкивание в
момент от­рыва стоп от грунта.

После
отталкивания прыгун распрямляет свое
тело, вытянув­шись как струна, затем
сгибает ноги в коленных и тазобедренных
суставах и подтягивает их к груди. Руки
при этом отводятся на­зад—вниз, после
чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных
суставах, выводя стопы вперед к месту
приземления. В момент ка­сания ногами
места приземления прыгун активно выводит
руки вперед, одновременно сгибает ноги
в коленных суставах и подтя­гивает
таз к месту приземления, заканчивается
фаза полета
. Сги­бание ног должно быть
упругим, с сопротивлением. После
оста­новки прыгун выпрямляется, делает
два шага вперед и выходит с места
приземления.

Прыжок в длину с разбега

Прыжок
в длину с разбега производится в яму,
наполненную влажным песком до, уровня
с дорожкой для разбега. Размер ямы 2,75 м
в ширину и 6 м в длину, глубина 0,5 м.
Отталкивание про­изводится от бруска,
установленного неподвижно на уровне
до­рожки
. Для измерения результатов
в прыжках применяются спе­циальные
измерительные приборы или рулетка.

Техника прыжка в длину с разбега

Прыжок
в длину с разбега является скоростно-силовым
упраж­нением легкой атлетики. При
описании техники прыжка условно выделяют
четыре фазы: разбег, отталкивание, полет
и приземле­ние. В каждой фазе решается
вполне определенная двигательная
задача
. Так, в разбеге создается
горизонтальная скорость, в от­талкивании
— вертикальная. В полетной фазе
сохраняется устой­чивое вертикальное
положение тела прыгуна, при приземлении
прыгун должен коснуться песка в яме для
приземления как можно дальше и, не
потеряв равновесия, выйти после этого
вперед
. Одна­ко в каждой из фаз создаются
определенные благоприятные пред­посылки
для лучшего выполнения движения в
последующей фазе
. Например, в разбеге
не только создается горизонтальная
скорость продвижения прыгуна, но и в
конце его производится определен­ная
перестройка в структуре движений,
способствующая лучшему выполнению
отталкивания
. Результат прыжка в длину
в основном зависит от величины начальной
скорости вылета и угла вылета.

Разбег.
В начале разбега прыгун может принимать
различные исходные положения, начиная
разбег с места и с подхода. Наибо­лее
часто применяемыми в настоящее время
исходными положени­ями являются (стоя
одна нога впереди, другая сзади, туловище,
наклонено вперед стоя на двух ногах,
стопы параллельны, туло­вище наклонено,
руки опущены или опираются на колени).
Эти исходные положения способствуют
стабильному выполнению разбега для
обеспечения точного попадания на место
отталкивания (бру­сок).

Прыжок
в длину способом «согнув ноги» Рисунок
29.

Длина
разбега доходит до 40—45 м у мужчин и до
36—38 м у женщин (18—24 беговых шага).

Существует
два основных варианта изменения скорости
в раз­беге постепенное увеличение
ее с заметным приростом на послед­ней
трети разбега; быстрое ускорение в
начале разбега сохране­ние скорости
и небольшое увеличение на последних
шагах перед отталкиванием. Второй
вариант рациональнее, так как создает
лучшие условия для полноценного
отталкивания.

Для
контроля за точностью разбега и сохранения
ритма бего­вых шагов прыгуны пользуются
дополнительной контрольной от­меткой,
которую чаще всего устанавливают за 6
шагов до бруска для отталкивания.

Начало
разбега характеризуется большим наклоном
тулови­ща, быстрым увеличением длины
и частоты шагов. По мере при­ближения
к бруску для отталкивания наклон туловища
уменьша­ется, темп шагов стабилизируется,
а прирост скорости продолжает­ся/ (в
основном за счет увеличения длины
шагов)
. Скорость в конце разбега у
сильнейших прыгунов-мужчин приближается
к 11 м/с
. На протяжении всего разбега ноги
ставят­ся на дорожку с передней части
стопы активным движением. Важно сохранить
упругость опоры на стопе до конца
разбега
. Последний шаг несколько короче
предпоследнего, но бывают и исключения,
когда последние два шага почти равны
или даже последний шаг несколько длиннее.

Отталкивание.
При выполнении последнего шага колено
толч­ковой, ноги поднимается меньше
и постановка ноги на брусок производится
с пятки быстрым перекатом на всю стопу.
На брусок для отталкивания нога ставится
почти выпрямленная в коленном суставе,
готовая выполнить работу большой
мощности.

Толчковая
нога при отталкивании находится на
опоре в течение 0,11—0,13 с и испытывает
нагрузку, превышающую в. 5—6 раз вес
прыгуна
. Угол постановки ноги на толчок
равен 65—70°.

После
постановки ноги под действием инерции
массы тела пры­гуна происходит
некоторое сгибание ее в коленном и
голеностоп­ном суставах (амортизация).
Разгибание толчковой ноги начина­ется
в момент приближения к вертикали. Маховая
нога, согнутая в коленном суставе, в
момент постановки толчковой ноги
нахо­дится сзади и начинает энергичное
движение коленом вперед-вверх
. К моменту
вертикали при хорошем выполнении маха
бедро у этой ноги находится уже несколько
впереди бедра толчковой ноги, что
позволяет своевременно оттолкнуться
вперед-вверх под необ­ходимым углом.
При окончании отталкивания бедро маховой
ноги находится в горизонтальном
положении, голень продолжает дви­жение
вперед, усиливая действие маха и
противодействуя движе­нию плеч вперед
(«закручиванию»). Одновременно прыгун
актив­но выполняет мах руками
разноименно: одной рукой — вперед-вверх
и немного внутрь, другой — в сторону и
несколько назад
. Туловище во время
отталкивания сохраняет вертикальное
положе­ние. Угол отталкивания составляет
70—75°, угол вылета — 20— 24°, а скорость
вылета у сильнейших прыгунов-мужчин
равняется 9,5—9,6 м/с.

Полет.
В полетной фазе сохраняется устойчивое
вертикальное положение тела, и создаются
условия для наиболее выгодного вынесения
ног для приземления. После отталкивания
от бруска до принятия группировки перед
приземлением могут выполняться различные
движения в полете
. Форма этих, движений
определяет способ движения в полете.
Форма этих движений определяет спо­соб
прыжка и его название: «согнув ноги»,
«прогнувшись», «нож­ницы»
. Каждый из
способов имеет свои положительные и
отрица­тельные стороны (рис.30).

Рисунок
30.

Оттолкнувшись,
прыгун в длины летит в положении шага,
а затем подтягивает толчковую ногу к
маховой и, подняв колени согнутых ног
к груди, готовится к при­землению.
Руки перед приземлением движутся сверху
вперед, за тем вниз и назад, а ноги,
разгибаясь в коленных суставах, выно­сятся
как можно дальше вперед.

В
способе «ножницы» после вылета в «шаге»
прыгун опускает маховую ногу и отводит
ее назад, а толчковую, сгибая в коленном
суставе, выносит вперед, т. е. происходит
смена положения ног, как в беге

.

Прыжок
в длину способом «ножницы». Рисунок
31.

Приземление.
Полетная фаза заканчивается принятием
поло­жения группировки с целью далекого
вынесения ног при призем­лении. Не
следует торопиться с подготовкой к
приземлению и раз­гибанием ног в
коленных суставах, так как преждевременные
дей­ствия затрудняют удержание ног
в высоком горизонтальном поло­жении.
Разгибание ног в коленных суставах
происходит перед самым касанием песка.
Во время приземления прыгун сгибает
ноги в суставах, наклоняет туловище
вперед и после окончания приземления
выходит из ямы.

Прыжок
в длину способом «прогнувшись». Рисунок
31.