Волюнтаризм: значение слова и его история, субъективное и объективное в сущности волюнтаристической философии

События, имевшие место до Великой Французской революции и в ее ходе, внешне выглядели как подтверждение правоты волюнтаристских представлений о истории.  Более тысячи лет во Франции существовали несправедливые порядки. Однако люди терпели, смирялись с ими, ибо не понимали насколько они плохи. Но вот появилась плеяда умных людей, которые поняли, наконец,  что эти порядки противоречат самой природе человека, требующей  для полной своей реализации свободы и равенства. Они своей деятельностью помогли это понять всем остальным людям, радикально изменили общественное мнение. В результате народ поднялся на борьбу и коренным образом преобразовал общественную среду. А самая глубокая причина — ум и воля  просветителей.

Но тот же ход событий полностью опровергал волюнтаризм. М. Робеспьер действительно некоторое время имел почти неограниченную власть. Но кончил он свою жизнь на гильотине. Наполеон  действительно создавал и уничтожал королевства, сажал на престол и убирал монархов. Но вместо того, чтобы стать властелином Европы и мира, он окончил свою жизнь в плену на острове, затерянном в  Атлантике.

В результате  наблюдателям всех этих событий невольно навязывалось представление о какой-то объективной силе, которая  определяет ход событий и которой не могут противостоять никакие, даже самые великие люди

Философское  осмысление получили события конца XVIII — начала XIX вв. в философии истории Г. Гегеля. В основе её — представление об объективной силе, определяющей ход истории. Эту силу он называл мировым духом. Идея неизбежности преобразований, которые происходили на глазах Гегеля, получила четкое выражение в его «Феноменологии духа», увидевшей свет в 2019 г.

Мировой дух, по Гегелю, в каждый данный момент является объективной основой общества.  Он определяет  общественные взгляды людей (общественное мнение французских материалистов), их общезначимые действия, а тем самым и общественное устройство (общественную среду французских материалистов).

Эта объективная основа общества не является неизменной. Она развивается, причем независимо от  воли и сознания людей. Это развитие носит поступательный характер. Происходит  переход объективной основы с одной ступени исторического развития на другую, а тем самым и всего общества в целом. Мировой дух есть не только объективная основа общества, но и движущая сила истории. Развитие общества носит необходимый характер. Оно — предопределенно. Но историческая необходимость может проявляться только в действиях людей. И перед          Г. Гегелем естественно вставала проблема свободы и необходимости.

Когда для мирового духа становится необходимым переход на новую стадию его развития, становится необходимым преобразование общества, он должен  привести людей в движение, ибо назревшие перемены могут быть совершены только их руками. А для этого нужно, чтобы они осознали необходимость преобразований, чтобы они  оказались заинтересованы в изменении общества, чтобы они страстно стремились произвести эти изменения.

Осознание людьми задач, поставленных мировым духом, никогда не является адекватным, но оно всегда должно иметь место.  Люди всегда преследуют частные цели. И хитрость мирового духа заключается в том, что  он побуждает людей ставить такие частные цели, реализация которых способствует  осуществлению  объективной идеи, общей объективной цели истории или, иными словами, исторической необходимости.

по Гегелю, то, чего не могло не быть, проявлялось в том, что могло быть, а могло не быть.  Или, иными словами,  то, что могло быть, а могло и не быть, было формой, в которой проявлялось то, чего не могло не быть. Если применить все это к истории, то выходило, что  ход ее одновременно и предопределен, и непредопределен. Предопределено общее направление исторического процесса, но не конкретные  события, которые могут быть одними, а могут быть и другими.

«Мечта никак в расчёты не вмещалась».
Наталья Резник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие слово волюнтаризм знают по фильму «Кавказская пленница», но там смысл этого термина раскрыт не до конца.

Поэтому мы сегодня поговорим про то, что такое волюнтаризм, насколько оправдана такая линия поведения и в каких областях деятельности человека он проявляется ярче всего.

Волюнтаризм — это…

Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?

Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.

В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.

Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.

В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.

Термин появился в 2019 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.

Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.

Политический волюнтаризм

Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.

Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.

Волюнтаризм в политике – деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:

  1. отчуждение народа от политической власти;
  2. бюрократическая модель управления;
  3. отсутствие политической культуры и т.п.

Экономический волюнтаризм

Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.

Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.

В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.

Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н.С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».

Философия волюнтаризма

Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.

Можно выделить два основных направления в понимании воли:

  1. Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
  2. Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.

Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.

Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.

Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.

«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли».
Артур Шопенгауэр

Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.

В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.

«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти».
Фридрих Ницше

Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.

Волюнтаризм в психологии

Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.

Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.

Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).

У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.

Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.

Особая семантика слова на Западе

Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.

Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.

Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.

Заключение

В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:

«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Под
объективнымиусловиями мы понимаем
состояние общества и прежде всего его
экономический фундамент, а также его
социальную, политическую и духовную
сферы.Субъективныйже фактор — это
более или менее осознанная деятельность
субъекта истории, каковым являются
массы, социальные группы, классы, партии
и отдельные люди.

При
всей значимости субъективного начала
в истории, решения и свободно избранные
поступки людей в принципе не могут
носить произвольный характер. Это
объясняется уже тем, что каждое новое
поколение застает определенное состояние
общества известный уровень развития
производства, определенную социальную
структуру общества, систему общественных
отношений. Взаимодействие субъективного
и объективного факторов раскрывает
положение исторического материализма
о том, что историю творят люди, народы,
классы
. Субъективный фактор всегда
действует в рамках объективных отношений
и условий, в значительной мере являющихся
кристаллизовавшейся формой предшествовавшей
деятельности людей

Субъективный
фактор — это учет реального положения
вещей, реальных возможностей, сложившихся
в обществе, к выбору одной из этих
возможностей и, наконец, к деятельности,
направленной на ее реализацию. Свобода
выбора ограничивается объективными
условиями
.

Историю
движут те побуждения, которые приводят
в движение большие массы людей,
целые народы, а в каждом данном народе,
в свою очередь, целые классы. Так, сливаясь
в единый поток, внешне кажущиеся
неупорядоченными действия миллионов
индивидов дают в итоге достаточно
стройную линию закономерного движения
истории как естественноисторического
процесса
. Учение о закономерном характере
общественной жизни, истории и составляет
ядро социального детерминизма,
противостоящего различным вариантам
индетерминистских концепций исторического
процесса. Развитие общества такой же
закономерный процесс, как и процесс
развития природы.

Фатализм
(от лат. fatalis — предопределённый судьбой,
роковой), мировоззрение, рассматривающее
каждое событие и каждый человеческий
поступок как неотвратимую реализацию
изначального предопределения,
исключающего свободный выбор и
случайность.

Субъективизм,
мировоззренческая позиция, игнорирующая
объективный подход к действительности,
отрицающая наличие объективных законов
природы и общества. С. — один из основных
гносеологических источников идеализма.
Сущность С
. — абсолютизация активной
роли субъекта в различных областях
деятельности, и прежде всего в процессе
познания.

Волюнтаризм,
идеалистическое направление в философии,
рассматривающее волю в качестве высшего
принципа бытия. Выдвигая в духовном
бытии на первый план волю, В. противостоит
интеллектуализму (или рационализму)
— идеалистическим философским системам,
которые считают основой сущего интеллект,
разум
. Предпосылкой новейшего В. явилось
учение И
. Канта
о примате практического разума: хотя
существование свободной воли нельзя,
по Канту, теоретически ни доказать, ни
опровергнуть, практический разум требует
постулировать свободу воли, ибо иначе
нравственный закон потерял бы всякий
смысл
. Исходя из этого, И. Г. Фихте
видел в воле основу личности, а в волевой
деятельности Я — абсолютный творческий
принцип бытия, источник духовного
самопорождения мира.

При этом диаматовское
понимание исторического процесса
несовместимо ни с фатализмом, ни с
субъективизмом и волюнтаризмом. История
развивается по своим законам, однако в
ходе истории нет ничего фатального,
заранее предопределенного и люди вовсе
не марионетки, приводимые в движение
кем-то или чем-то, неспособные на какие
бы то ни было самостоятельные движения,
а активные деятели, субъекты истории,
способные. опираясь на знание законов,
ускорять ее ход либо даже ограничивать
сферу действия тех или иных законов и
т
. д.