Заниженная самооценка: что это значит, причина возникновения у ребенка, что делать и как справиться

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.

Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная — без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл — это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

1. Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

2. Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

3. Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

4. Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

5. Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось.

Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня.

Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

6. Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

7. Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

Автор Ольга Уткина

  • Психология личности
  • Детская психология
  • Детская психиатрия
  • Карта сайта
  • Контакты

Психология и Психиатрия

  • Главная
  • Психология
  • Психиатрия
  • Самооценка
  • Фобии и Мании
  • Психотерапия
  • Психологическая помощь
  • Рубрики

    • Болезни нервной системы
    • Депрессивные состояния
    • Детская психология
    • Детская психиатрия
    • Психология конфликта
    • Психология мышления
    • Психологические понятия
    • Психические расстройства
    • Психология личности
    • Психология отношений
    • Психология общения
    • Психологическая помощь
    • Психотерапия
    • Самооценка
    • Фобии и Мании
    • Истории наших читателей
    • Лекарственные препараты
  • Популярные Фобии

    • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае…
    • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю…
    • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно…
  • Консультации

    • Анжела к записи Как пережить смерть мамы
    • Виталий к записи Перфекционизм
    • Андрей к записи Как пережить смерть мамы
    • Артем к записи Как завоевать девушку
    • кот к записи Айлурофилия
  • Пройдите наш опрос

Заниженная самооценка или комплекс неполноценности — это постоянное, навязчивое ощущение себя хуже других, сопровождающееся постоянной неуверенностью в себе и своих силах.

Самооценка ребенка влияет на то, как ребенок умеет общаться, как реагирует на критику, как ведет себя в конфликтной ситуации, насколько сильно он стремится к общению, каких друзей себе выбирает.

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • Внешний вид — может быть неряшлив, небрежен.
  • Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
  • Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
  • Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
  • Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир). 
  • Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
  • Болезненная реакция на критику, плаксивость.
  • Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
  • Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».

Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.

Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.

Непостоянство уровня самооценки

Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?. Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней. Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.

Кто чаще страдает комплексом неполноценности?

Комплексу неполноценности подвержены дети, воспитывающиеся без родителей, нежеланные дети — они уже во младенчестве ощущают свою ненужность в мире. У них нет поддержки и опоры в виде родителей, они чувствуют себя несовершенными и не умеют себя любить, рассматривают себя как помеху, а не как свободную личность.

Опасность комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности не только мешает развитию личности, но и может перерасти в затяжную депрессию, невроз, особенно если он усугублен иррациональным (необъяснимым, подсознательным) чувством вины. Кроме того, если ребенок или подросток страдает заниженной самооценкой, то у него могут быть страхи, фобии, и другие навязчивые состояния, могут возникнуть и психосоматические заболевания (физиологические заболевания на фоне психических факторов). Справиться с тяжелой формой этого комплекса помогут специалисты (психологи, психиатры, психоневрологи).

Фото: Екатерина Пашкова.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Формирование нашего «я» начинается чуть ли не с рождения

В первую очередь наша самооценка складывается из совокупности мнений о нас окружающих. И начинается эта история в детстве. Если у ребенка занижена самооценка, проблемы в будущем ему просто гарантированы.

То, как мы сами себя воспринимаем, зависит от отношения к нам в первую очередь родителей. А уже после – окружающих людей. Подрастая, ребенок начинает задавать себе вопрос: «Какой я?» И в первую очередь его самооценка складывается из мнений о нем окружения. То, что думают и говорят люди о его внешности, состоянии здоровья, способностях, недостатках, характере напрямую влияет на самооценку.

Если над ребенком с детства начинают смеяться, концентрируют всё внимание на физических данных, с точки зрения окружающих некрасивых, если его осуждают, критикуют, обвиняют, обзывают, то самооценка медленно, но верно начинает звучать приблизительно так: «Я хуже всех!»

Что же происходит, когда такой ребенок вырастает? Наивно предполагать, что став взрослым, он сможет себя достойно защитить от неадекватных нападок и несправедливой критики.

Человек с такой самооценкой – вечная жертва. Он с детства убежден, что негативное отношение к нему окружающих абсолютно заслужено. Он ведь всегда был хуже других. А значит, не достоин лучшего. Его удел – то, что остается после умных и талантливых.

Берем судьбу малыша в свои руки

Ни один нормальный родитель не пожелает своему ребенку такой участи. Поэтому, если вы вдруг начинаете замечать, что сына или дочь обзывают в школе или в детском саду, если малыш отказывается туда идти, у него нет друзей, или он считает себя хуже других, – бездействовать не стоит. Лучше поискать причину такого поведения и постараться повысить самооценку ребенка.

Часто причиной насмешек других детей становится какая-нибудь особенность внешности либо дефект речи, например, полнота или заикание.

В таком случае нужно донести до сознания вашего ребенка, что идеальных людей на свете просто нет. У многих людей есть какой-то внешний дефект, которого не то что дети, а взрослые стесняются и даже стыдятся. Но дети особенно жестоки, они не умеют приукрашивать правду.

Если у вашего ребенка есть дефект и его дразнят, вы, конечно, можете на правах взрослого человека вмешаться в конфликт детей и прекратить нападки на собственное чадо, наказав обидчика словесно или как-то иначе (можно даже затеять «разборки» с родителями грубияна). Но вы не сможете везде ходить за сыном или дочерью как телохранитель, и защищать их от нападок постоянно. Особенно это будет трудно сделать в средней школе, где дети уже не особенно боятся взрослых.

К счастью, существует другой способ борьбы – повышение самооценки. Сначала займитесь этим сами, и постепенно ребенок научится тоже.

Уровень самооценки и поведение

Что делать, если вы не можете определить, какая самооценка у вашего ребенка? Здесь все просто. Просто понаблюдайте за ним пристально, особенно за тем, как он ведет себя в компании сверстников.

Активность, бодрость, чувство юмора – качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они с радостью участвуют в совместных играх, не обижаются и не впадают в истерику, если проигрывают.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, как правило, свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они стремятся быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается.

Разумеется, это краткие описания. Но, возможно, кто-то из родителей все-таки узнал своего ребенка?

Тест «Лесенка»

Самооценку малыша легко проделать с помощью теста, который можно использовать для детей от 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек. После этого покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, грубые, завистливые) мальчики и девочки, на второй ступеньке – чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на последней, верхней ступеньке стоят самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Очень важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках! А потом попросите ребенка нарисовать, на какой ступеньке хотел бы стоять он сам.

Если ребенок поставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, – средняя (адекватная).

Если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Правила 6-ти «не»

Как повысить самооценку сына или дочери? Прежде всего, не нужно делать определенных вещей.

1.Давая негативную характеристику действиям ребенка, не стоит говорить: «Ты не умеешь так делать, рисовать…и т.п.». В этих случаях ребенок теряет уверенность в своих способностях, силах.

2.Не следует допускать, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка допустимо критиковать только за поведение. Негативная оценка личности может формировать комплекс неполноценности и, как следствие – заниженную самооценку.

3.Недопустимо сравнивать ребенка с кем-то другим, кому-то его противопоставлять. Подобные сравнения являются психотравмирующими, формируют негативное отношение к жизни, эгоизм и зависть. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

4.Ребенок реагирует не только на ваши слова, но и на эмоциональную окраску высказывания. Поэтому в интонации, обращенной к нему, не должны сквозить раздражение, злоба или агрессия.

5.Если вы хотите, чтобы ребенок вырос уверенным в себе и без проблем с самооценкой, не оберегайте его от каждого повседневного дела. Пусть он поможет вам с уборкой, сам польет цветок, сходит в магазин, получит удовольствие от того, что справился с «заданием» и заслуженную похвалу.

6.Не бросайтесь сразу решать за него все его маленькие проблемы.

Завышение планки не выход

Бывает так, что родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым лучшим, успешным и талантливым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок самый обыкновенный.

Дети таких родителей посещают сразу несколько кружков и секций, при этом обучаясь в элитной гимназии и практически не бывая дома. На отдых у такого «страдальца» времени практически не остается. Ребенок старается изо всех сил, боится разочаровать родителей, но они, как правило, все равно чем-то недовольны.

К чему такое родительское поведение приводит? Ребенок замыкается в себе. И тем самым делает первый шаг к одиночеству. Ведь оно так притягательно своей безопасностью! В нем нет риска стать отвергнутым как взрослыми, так и детьми. Одиночество само по себе – не катастрофа. Но это прекрасная питательная среда для «выращивания» всяких комплексов, особенно если ребенок не получает эмоциональной поддержки со стороны близких людей.

Укрепляем «слабые места»

Для формирования нормальной самооценки родителям важно создать такие взаимоотношения с ребенком, в которых он сможет воспринимать себя благоприятно. Тогда он будет нормально, без снижения самооценки, воспринимать чужие успехи.

Если малыша дразнят за внешность, можно, например, объяснить ребенку, что каждый орган нашего тела выполняет определенную функцию, а то, как они выглядят – уже второстепенно.

Неплохо также научить его некоторым ответам, которые можно использовать, если его будут обзывать. Например: «Я, может, и толстый, зато умный. А ты худой, но глупый, умеешь только обзываться».

Если у ребенка будут в запасе подготовленные ответы, он почувствует себя более уверенно.

В том случае, когда дразнят девочку, можно постараться ее модно одеть – одежда и аксессуары в подростковой среде играют очень весомую роль. Если ребенок полный или некрасив внешне, но у него есть что-то, что другие дети мечтают иметь, они не придадут особого значения дефектам.

Попробуйте научить своего ребенка быть популярным. Постарайтесь донести до него, что это вовсе не значит стать хвастунишкой. Но популярность – это не только умение быть красиво одетым. Это еще и способность делать что-то лучше других, например, интересно рассказывать. Чем популярнее станет ребенок в среде своих сверстников, тем больше у него будет друзей и меньше помех в учебе. А чем лучше он будет учиться, тем быстрее он займет в этой жизни место, которое заслуживает.

Научите своего ребенка говорить «нет». Не только дети, но и взрослые, имеющие свое мнение и умеющие отказать, пользуются уважением окружающих.

Перехваливать детей не стоит, но не надо забывать их поощрять, если они этого заслуживают.

По возможности, старайтесь разбудить даже в застенчивом малыше инициативу, чтобы он учился делать что-то самостоятельно. Если ребенок осознает, что сам умеет справляться с трудностями, это реально повысит самооценку.

Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за вами. Показывайте на собственном примере адекватность отношения к успехам и неудачам.

Внимательно наблюдайте за ребенком. Тогда вы не упустите момент и заметите, какие он испытывает трудности. Как только обнаружите слабые места, ищите способ их укрепить. И конечно, первым делом повысьте свою собственную самооценку, особенно если с этим есть проблемы.

И самое главное: не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему всю свою любовь!

Самооценка регулирует процессы принятия решений и является стимулятором развития Личности. Она может быть завышенной, нормальной и заниженной.

Признаки заниженной самооценки

Заниженную самооценку у ребенка формируют внешние и внутренние факторы, в том числе внешность, вес, индивидуальные особенности психики, социальный статус родителей, количество достижений, оценки окружающих.

Признаками заниженной самооценки являются:

  • высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;
  • высокая чувствительность к критике, обидчивость;
  • нерешительность и страх совершить ошибку;
  • боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;
  • необоснованное чувство вины;
  • пессимизм и меланхоличность;
  • враждебность и беспричинная защитная позиция к окружающим.

Ребенок с заниженной самооценкой всячески старается получить признание окружающих, считая его критерием оценки собственной личности.

Причины формирования заниженной самооценки

Проблемы с самооценкой ярче всего проявляют себя с 13 до18 лет в период переходного возраста. Особенно остро они переживаются в больших городах с интенсивным темпом жизни.

В больших городах люди существуют в условиях жесткой конкуренции. Дети с самого раннего возраста ориентированы на достижения, которые высоко поощряются социумом. Изучение языков, оценки в школе, победы на олимпиадах, участие во всевозможных соревнования становятся критериями успешности ребенка.

На самооценку ребенка влияет несколько факторов.

  • Форма взаимодействия родителей с ребенком может привести к заниженной самооценке. Родители вкладывают в ребенка много собственных ресурсов, формируют свои ожидания, но часто критикуют ребенка. Это делает его уязвимым перед негативными оценками окружающих и сверстников;
  • Отсутствие у ребенка опыта и достижений также не способствует формированию нормальной самооценки. Для повышения самооценки хорошо помогает спорт. Он развивает уверенность в своих силах, учит самодисциплине. Сферу, где ребенок сможет проявить себя, необходимо искать, ориентируясь на его таланты. Это может быть физика, декоративные искусства. Главное, чтобы были небольшие достижения, ощущение движения вперед.

Методы и приемы коррекции заниженной самооценки

  • Хвалить ребенка необходимо правильно. Поводом для похвалы могут становиться конкретные достижения, а не красота, здоровье ребенка и его природные способности. Из жалости хвалить ребенка не следует;
  • Просите у ребенка совета или помощи как у равного, чтобы он осознал свою значимость;
  • Поощряйте инициативность ребенка и поддерживайте его стремление к достижениям;
  • Не сравнивайте его с другими людьми. Правильнее будут сравнения его с ним же в прошлом с выделением роста и изменений в лучшую сторону;

Какие методики используются специалистами центра К.О.Т. по работе с самооценкой?

Чтобы самооценка ребенка оставалась в пределах нормы, ему постоянно нужно формировать задачи, адекватные уровню развития. Всегда должен соблюдаться баланс между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и его потенциалом развития.

Необходимость работы с профессиональными тренерами связана с тем, что родитель не может взять на себя все необходимые функции. Родители проявляют заботу, любовь. Тренер-педагог выводит ребенка из зоны комфорта, расшатывает его, стимулирует к развитию. Роли родителя и тренера различны. Если у ребенка что-то не получается, то может рассчитывать на поддержку родителей.

Залог поддержания у ребенка нормальной самооценки — освоение новых навыков и постоянное развитие. Чем больше ребенок умеет, тем более он уверен в себе.

В центре К.О.Т. работают профессиональные тренеры-педагоги, проводятся тренинги по профориентации, развитию творческого потенциала, раскрытию Личности, коррекции самооценки. Специалисты используют игровые методики и другие увлекательные для ребенка форматы, подбираемые под конкретный возраст.

Статья подготовлена при помощи Катерины Колоколовой, ведущего специалиста по профориентации, HR директора, магистра Психологии Развития, модератора программ повышения квалификации начальников образования РФ при РАНГХиС.